В галереи «Хазинэ» проходит выставка Баки Урманче
выставка скульптуры, графики и живописи, посвященная к 120-летию со дня рождения прославленного художника искусства Баки Урманче.
Баки Урманче вошёл в историю татарского изобразительного искусства как основоположник, как художник-новатор, в скульптуре. Он задал национальную направленность, возродив имена многих деятелей татарской культуры, создал образы из национальной истории – Сююмбике, Кул Гали, Марджани, Дэрдменда... Но главное, он одухотворил скульптуру Татарстана и внёс в неё отсутствовавшее прежде национально-философское содержание.
Портретные работы Урманче писал лиричные и проникновенные. На картине «Сара ханум с Ильдаром» он изобразил свою первую жену и младенца-сына. Мать склонилась к ребенку, только что пробудившемуся ото сна. Лица женщины мы не видим, но художнику удается передать нежную материнскую заботу через ее устремленную к сыну позу. Композиция выстраивается в интерьере комнаты без каких-либо источников света. Такие условия позволяют живописцу расставить акценты самому: он выделяет фигуры людей яркими, светлыми красками, в то время как фон окрашивает в темные тона.
Легкая, скромная, гордая, полная чувства собственного достоинства, стоит женщина перед нами в картине «У сепаратора», и простота предметов быта.
Моделью для художника послужила актриса татарского театра Нафига Арапова. Замысел картины это порыв и надежды времени, в жизни 1930-х годов появляются новые предметы, облегчающие каждодневный крестьянский труд (в данном случае – это сепаратор).
В 1941 году татарский художник Баки Урманче перебрался из Москвы в Алма-Ату. Там он написал целую портретную серию видных деятелей культуры, среди них — портрет известной казахской танцовщицы Шары Жандарбековой.
Кроме как художник, Баки Урманче был выдающимся скульптором. Скульптура «Раздумье»,
Из корня грушевого дерева художник высек лицо мудрого старца, погруженного в глубокие раздумья. На изборожденном морщинами лице нет признаков бессилия, старческого угасания. Могучий лоб под едва намеченной резцом тюбетейкой говорит о большом интеллекте; сжатый рот – о решительной и твердой воле. Рука, узловатая, морщинистая, свидетельствует о годах, проведенных в труде. Энергичные удары резца оставили следы, подобные размашистым мазкам кисти.
Вот еще некоторые картины выставки
Выставка мне понравилась, художник писал картины яркими красочными красками, смысл и идея художника мне понятен, не надо додумываться о чем говориться в этой картине. Я увидела образы людей и быт того времени. В каждой картине имеется национальный подтекст (одежда- ичиги, платок, платье, бытовая утварь и многое другое).
Если вы еще не были, то думаю стоит сходить.