ГлавнаяБЛОГИКузьмин СашаЗолотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

Новые записи
Квест-экскурсия «Культурные маршруты» в рамках «Курше Фест»
Квест-экскурсия «Культурные маршруты» в рамках «Курше Фест»
сегодня в 00:07 - Ясмина Даукаева 0 0
Выставка Олега Табакова. Судьба увлеченного человека.
Выставка Олега Табакова. Судьба увлеченного человека.
вчера в 22:26 - Ильвина Мазитова 0 0
Рок- мюзикл " Чучело ".20 лет спустя.
Рок- мюзикл " Чучело ".20 лет спустя.
вчера в 21:59 - Ильвина Мазитова 0 0
Маша Жарких
Экскурсия по выставке" Смыслы и промыслы"
6 ноября 2025 - Маша Жарких 0 0
Урок культуры в национальном музее
Урок культуры в национальном музее
6 ноября 2025 - Маша Жарких 0 0
Награждение активных волонтеров Добро.Центра «Детская библиотека»
Награждение активных волонтеров Добро.Центра «Детская библиотека»
6 ноября 2025 - Ясмина Даукаева 0 0
Концерт ко Дню народного единства
Концерт ко Дню народного единства
5 ноября 2025 - Диана Кадырова 0 0
Конкурс чтоцов им.Г.Тукая
Конкурс чтоцов им.Г.Тукая
5 ноября 2025 - Диана Кадырова 0 0
Мастера искусств
Мастера искусств
5 ноября 2025 - Диана Кадырова 0 0
Наш дом - Татарстан
Наш дом - Татарстан
5 ноября 2025 - Диана Кадырова 0 0
Концерт ко Дню пожилых
Концерт ко Дню пожилых
5 ноября 2025 - Диана Кадырова 0 0
Дети шпионы в кино
Дети шпионы в кино
5 ноября 2025 - Диана Кадырова 0 0
День народного единства
День народного единства
5 ноября 2025 - Ильшат Кадыров 0 +1
Звание Образцовый коллектив Аллегро
Звание Образцовый коллектив Аллегро
5 ноября 2025 - Ильшат Кадыров 0 0
Кино Дети шпионы
Кино Дети шпионы
5 ноября 2025 - Ильшат Кадыров 0 0
Цирк Мирас
Цирк Мирас
5 ноября 2025 - Ильшат Кадыров 0 0
Цирк Мирас
Цирк Мирас
5 ноября 2025 - Диана Кадырова 0 0
Выставка "семь мостов и две улицы"
Выставка "семь мостов и две улицы"
4 ноября 2025 - Маша Жарких 0 0
памятник народному артисту Татарской АССР Рашиту Вагапову.
памятник народному артисту Татарской АССР Рашиту Вагапову.
4 ноября 2025 - Полковников Егор 0 0
Храм-памятник павшим воинам
Храм-памятник павшим воинам
4 ноября 2025 - Полковников Егор 0 0

Золотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

Автор
Опубликовано: 1090 дней назад (14 ноября 2022)
Рубрика: Музеи
+6
Голосов: 6
Золотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

В национальном музее Республики Татарстан есть удивительный раздел- золотая кладовая. Которая может рассказать о многих тайнах из прошлого.
Золотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

Как одевались казанские татары и татарки в XVII—XIX веках? Какие украшения обязательно носили женщины, а какие полагались мужчинам?
Золотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

Золотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

Сколько весили традиционные татарские хасите, яка чылбыры и чулпы? Обо всем этом Вы узнаете в нашей «Татарской золотой кладовой»!
Золотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

Золотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

Золотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

В ней экспонируется уникальная коллекция татарских ювелирных украшений XVII-XIX веков. По назначению они делятся на категории: головные, шейно-нагрудные, наручные украшения. Комплекс украшений разнообразен – нагрудная перевязь (хасите), застежки (яка чылбыры), накосники (чулпы) и т.д.
Золотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

Золотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

Золотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

В татарских украшениях широко использовались ювелирные бляхи, которые служили не только украшениями, но и имели значение амулетов и оберегов. Часть украшений представлена в комплексе с традиционной мужской и женской одеждой казанских татар. Отдельную группу составляют футляры для миниатюрных Коранов.
Золотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

Золотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем. Татарские ювелиры владели многочисленными приемами изготовления и декорирования изделий. Наибольшее развитие получила чеканка, литье, гравировка, насечка, инкрустация и чернь.
Золотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

Наиболее искусные мастера владели техникой скани – плоской, накладной и бугорчатой. Бугорчатая скань являлась высшим достижением ювелирной техники казанских мастеров. От плоской она отличается тем, что завиток орнамента возвышается над плоскостью, заканчиваясь завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Традиционными мотивами орнаментов были растительные и геометрические узоры; надписи, выполненные арабской вязью.
Золотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

Золотая кладовая Национального музея РТ, украшения татар.

Татарская женщина могла носить на себе украшения весом до 15 килограммов. За всю историю своего существования национальный татарский костюм прошёл довольно длинный путь развития. Стоит только обратиться к женскому костюму, сразу станет ясно, что одним из ярких его элементов всегда были и остаются по сей день украшения. В среднем же девушка каждый день носила на себе порядка 6-10 килограммов всевозможных изю, хасите и прочих украшений. Преимущественно в ходу были изделия из серебра, золота, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли технику бугорчатой скани (этим отличались лишь казанские мастера), использовали чеканку, литьё, гравировку, чернение, инкрустацию. Перевязь хасите берёт свою историю из Средневековья и представляет собой матерчатую ленту, проходящую через правое плечо и сплошь унизанную металлическими украшениями, среди которых – всевозможные пряжки, брошки, медальоны, подвески.
Среди головных украшений, пожалуй, самое широкое распространение у всех этнотерриториальных, возрастных и социальных групп женщин имели чулпы (накосники), которые были довольно разнообразны по форме, материалу и технике изготовления, особенностям декоративно-художественного оформления и способам ношения. Самыми популярными были монетные накосники, но часто можно было встретить и накосники в виде фигурных блях преимущественно лопастной формы.
Когда мы говорим о женских украшениях, то сразу на ум приходят серьги. Впервые их надевали девочки трёх-четырёх лет и носили до глубокой старости. Миндалевидные сканые серьги с подвесками (татар сыргасы) больше были характерны для казанских татарок, хотя встречались и повсеместно.неты. Изначально перевязь впервые надевалась девушкой, когда она приходила в дом мужа, и являлась своеобразным пожеланием плодовитости и богатства. Между прочим, украшения, которыми декорировалась перевязь хасите, собирали с самого рождения в семье девочки. Также к этому добавлялись и подарки мужа. Надевали хасите, как правило, поверх платья, а сверху – камзол или жилет.
Но давайте спустимся от мочек ушей чуть ниже. Как мы с вами уже знаем, одним из предметов гардероба каждой татарки была женская рубаха, вырез которой часто был чересчур глубок. Как же справлялись с этой проблемой девушки? Всё очень просто – разрез рубахи скреплял или прикрывал целый ряд шейно-нагрудных украшений. К примеру, воротниковые застёжки «яка каптырмасы» которые состояли из двух пряжек-застёжек. Нельзя не сказать и о матерчатых нагрудниках изю, в изготовление которых мастерица вкладывала всё своё умение.
Исследователи отмечают, что у казанских, сибирских и астраханских татар в высшем сословии, вероятно близком к ханскому окружению, были широко распространены драгоценные ювелирные аналоги подобным украшениям. Они выполнялись из чеканных позолоченных пластин в форме лунницы (айчык), инкрустировались драгоценными камнями и самоцветами.
Раз уж мы заговорили о застёжках, то следует упомянуть и такое традиционное украшение в виде застёжки-пряжки из 2-3 блях с крючком и петлёй, как каптырма.
В 922 году предки татар – волжские булгары – принимают в качестве государственной религии ислам, что оказывает огромное влияние на формирование всего традиционного татарского комплекса одежды. Так, одним из обязательных атрибутов женского костюма стали коранницы – коран савыты. Они были различной формы – овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные, а носились чаще всего на цепочке на шее, как медальоны. Однако нередко коранницы прикреплялись к хасите.
582 просмотра
Комментарии (13)
Василина Кузнецова # 14 ноября 2022 в 12:03 0
Отличная экспозиция! Да, 15 кг красоты тяжеловато носить laugh
Саша Кузьмин # 14 ноября 2022 в 13:40 0
Да, при условии, что люди раньше невысокого роста были.
Снежана Урусова # 14 ноября 2022 в 12:12 0
Роскошные украшения.
Саша Кузьмин # 14 ноября 2022 в 13:40 0
Да, в музее отличная коллекция!
Айзиля Муллагалиева # 14 ноября 2022 в 12:43 0
Очень красиво молодец Саша!+
Саша Кузьмин # 14 ноября 2022 в 13:40 0
Спасибо, рад что понравилось.
Элина Ризванова # 14 ноября 2022 в 13:14 0
Прекрасные наряды
Саша Кузьмин # 14 ноября 2022 в 13:40 0
Согласен, всё очень красиво!
Сафина Мухамадеева # 14 ноября 2022 в 13:35 0
Очень подробно написал, молодец!
Саша Кузьмин # 14 ноября 2022 в 13:41 0
Рад,, что понравилось.
Замира Габсаттарова # 15 ноября 2022 в 07:20 0
Какие красивые украшения, молодец, лови +
Даян Ильин # 15 ноября 2022 в 09:09 0
Моей маме очень понравился этот твой блог! )) +
РАЛИНА МИНГАЗОВА # 16 ноября 2022 в 15:33 0
Восхитительная красота украшений и красивые наряды татар.
Молодец.