Во Внутреннем дворике Казанского университета есть ещё один памятник его знаменитого студента великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.
Род Толстых был тесно связан с Казанью. Прадед писателя, А.И.Толстой, – секунд-майор в Казанском гарнизоне, позже – воевода в городе Свияжск, дед, И.А.Толстой, – казанский губернатор (1815–1820), сестра отца, Пелагея Ильинична, – жена казанского дворянина В.И.Юшкова.
Семья Толстых (четверо братьев и сестра) рано осиротела, заботу о детях взяла на себя П.И.Юшкова. В 1841 г. она забрала детей в Казань. Их подготовкой в Казанский университет занимался профессор университета А.К.Казем-Бек.
В октябре 1844 г. Л.Н.Толстой поступил на восточное отделение философского факультета (разряд турецко-арабской словесности). В апреле 1845 г. за пропуск занятий и неуспеваемость не был допущен к переводным экзаменам; перевелся на юридический факультет. Под началом профессора гражданского права Д.И.Мейера занимался изучением законодательства периода правления Екатерины II.
Значительную часть своего времени Л.Н.Толстой отдавал светским увлечениям. Позднее он так вспоминал об этих годах: «...когда я был в Казани в университете, в первый год, действительно, ничего не делал. На второй год я стал заниматься. Тогда там был профессор Мейер, который заинтересовался мною и дал мне работу – сравнение «Наказа» Екатерины с «Esprit des lois» («Дух законов») Монтескьё. И я помню, меня эта работа увлекла; я уехал в деревню, стал читать Монтескьё, это чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать Руссо и бросил университет, именно потому, что захотел заниматься».
В марте 1847 г. Л.Н.Толстой начал вести дневник (вел до конца жизни). В апреле того же года подал прошение об отчислении из университета, выехал в Ясную Поляну. О причинах ухода из Казанского университета Л.Н.Толстой рассказывал: «Меня мало интересовало, что читали наши учителя в Казани. Сначала я с год занимался восточными языками, но очень мало успел. Я горячо отдавался всему, читал бесконечное количество книг, но все в одном и том же направлении».
Вновь в Казани он побывал в 1852 г. по пути на Кавказ.