Сегодня хочу рассказать об одном из самых красивых экспонатов Государственного исторического музея в Москве- фарфоровое настольное украшение сервиза Екатерины Великой.
Государственному историческому музею в этом году исполнилось 150 лет!
Этот сервиз находится в Екатерининском зале на втором этаже музея.
Зал посвящён блестящему «веку Екатерины», и этот сервиз один из самых ярких памятников в экспозиции.
Авторы моделей: В. Х. Мейер и Ф. Э. Мейер. Берлин. Королевская фарфоровая мануфактура, 1908 г. по модели 1770–1772 гг. Фарфор глазурованный.
В 1926 г. из Бытового музея сороковых годов XIX в. (был такой музей быта дворян в Москве) это украшение попадает в собрание Исторического музея.
В центре композиции, под сенью с крестом, на троне, в большой Императорской короне восседает сама Екатерина II. Императрица представлена в образе абсолютного монарха, того Солнца, вокруг которого вращается империя.
У трона расположены две женские фигуры в античных одеяниях. По правую от Екатерины II руку, с завязанными глазами, с весами и мечом в руках – Темизия (Фемида), аллегорический образ Правосудия; по левую руку – указующая на книгу Законов Юстиция.
Эта композиция свидетельствует, что Екатерина II не просто монарх, а монарх просвещённый, уважающий «разумные фундаментальные законы». Как известно, присутствующее в трудах французских просветителей положение об идеальном монархе как « на троне» было важным для идеологии царствования Екатерины II, и она старалась ему следовать в своей политике.
Слева от нас на постаменте в центральной части композиции представлена женская фигура в античных доспехах с бичом в руке. Это древнеримская богиня войны и защиты родины Беллона, входящая в свиту бога войны Марса.
На постаменте справа от нас можно увидеть мужскую фигуру с львиной шкурой и палицей в руке – это причисленный к богам знаменитый герой Геркулес (Геракл) со своими атрибутами. Эти фигуры символизируют военную силу и мощь России.
По обеим сторонам трона расположены трофейные колонны с турецкими бунчуками (древками с конскими хвостами, которые использовали вместо штандартов) и пленными турками в кандалах. Представленный сюжет отражает плоды военного могущества России – победы в русско-турецкой войне 1768–1774 гг., весть о которых (например, «виктории» в сражениях при Кагуле и при Чесме 1770 г.) облетела всю Европу.
У подножия постамента расположены фигуры мужчин и женщин с детьми, старых и молодых людях. Среди фигур слева от нас дворянин в кафтане и в парике, остриженный «в кружок» казак и не смеющий поднять глаза на императрицу крестьянин. Справа от нас обращают на себя внимание фигуры в этнических костюмах, представляющие народности бескрайней многонациональной Российской империи: Поволжья, Урала, Сибири. В точной передаче внешнего вида представителей разных сословий и народностей России проявилась немецкая педантичность; модели этих фигур были выполнены по рисункам, заказанным из Берлина в Петербург человеку поистине энциклопедических знаний, математику Л. Эйлеру, академику Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. В данных элементах композиции представлены подданные в их сословном и национальном многообразии, для которых императрица была «Матерью Отечества». Поэтому подданные, восхищаясь императрицей и моля её о покровительстве, протягивают к ней руки.
Берлинский десертный сервиз был преподнесён Екатерине II в Царском Селе 3 августа 1772 г. от имени одного из самых влиятельных монархов Европы своей эпохи – прусского короля Фридриха II. С ним Екатерину II связывало многое: и то, что именно он способствовал выбору её, совсем юной Ангальт-Цербстской принцессы Софии Августы Фредерики, в невесты наследнику русского престола Петру Фёдоровичу (будущему императору Петру III), и то, что в 1764 г. Россия заключит с Пруссией военный союз, и совместное участие Екатерины II и Фридриха II в разделе Польши в 1772 г. Важно отметить, что через два дня после презентации сервиза, за который императрица незамедлительно поблагодарила короля в личном письме, 5 августа 1772 г. в Петербурге будет подписана австро-прусско-российская конвенция о первом разделе Речи Посполитой. Сервиз из фарфора был дорогим и статусным «дипломатическим» подарком. Кроме того, традиции дарения европейского фарфора не было ещё и века, поэтому этот вид керамики был относительно редок и ценен
В Екатерининском зале есть ещё одна фарфоровая композиция, которая символизирует такое историческое событие, как присоединение Крыма к России в 1783 году. Это скульптурная композиция "Присоединение Таврии к России", заказанная на всё том же Мейсенском фарфоровом заводе.