В Государственном историческом музее, в г. Москве выставлен небольшой документ, который оказал огромное влияние на жизнь нашего государства. Это самый важный в нашей истории документ- манифест об отмене крепостного права.
19 февраля 1861 года Александр II, император-освободитель, преодолевая невероятное сопротивление своих же подданных и даже части крестьянства, понимая, что впереди тупик, железной волей самодержца подписал Манифест об отмене крепостного права.
Царь Александр Второй даровал свободу крестьянам. Закончилась эпоха русского крепостничества, длившаяся почти 400 лет. А все началось с Ивана Третьего и его "Судебника".
В 1497-м он запретил крестьянам свободно передвигаться по стране. Потом Иван Грозный окончательно закрепил землепашцев за помещиками. Они были разные – холопы, дворовые, удельные, монастырские, государственные. Все очень по-разному несвободные.
Крепостничество возникло, потому что страна разваливалась. Войны, опричнина, громадные просторы и часто худородная земля. Русскому мужику в сравнении с французом, например, надо было работать в три-четыре раза больше, чтобы собрать столько же хлеба. Тяжко. Разбегался народ. Ни налоги не собрать, ни армию. И выбор был тяжкий.
Со свободой и без государства или в государстве без свободы. И потянулось крепостное право из темного средневековья в век просвещенья.
"От соборного уложения царя Алексея Михайловича и до конца XVIII века крестьянина не только привязали к земле, но и начинают превращать его в лично зависимую фигуру. Он становится практически рабом. Крестьянина уже продают, как вещь.
В Европе тоже было крепостное право. Но длилось меньше и было мягче. И не правда, что все русские монархи только и мечтали, чтобы закабалить крестьянина покрепче. Но мечтали об одном, а делали другое.
"Петр настолько усилил крепостное право. Вот он прорубил окно в Европу. А кто-нибудь когда-нибудь посчитал, сколько стоило России прорубить это окно? Вот это государство, которое не имело средств, откуда оно могло получить средства на флот, на армию, на вооружение, на одежду, на паруса? Крестьянская страна?
"Именно на крепостном праве расцвело это элитарное сословие, элитарное, небывалое, несравнимое даже с европейским сословие русских интеллигентов, русских интеллектуалов.
Екатерина говорила среди своих, что хочет упразднить крепостное право. Каждый следующий монарх хотел это сделать.
Богатые крестьяне платили больше хозяевам. Получали профессии. Расслоение в обществе усиливалось и среди господ, и среди простолюдинов. Но все двигалось вяло. Любые преобразования нужно было делать насильно. Создавать промышленность – значит, насильно загонять на заводы вчерашних крестьян. Набирать армию – значит, насильно забривать холопьи лбы. Насилие и над крестьянами, и над помещиками.
"Вот посещение Александром Первым завода. Он разрешил помещикам отпускать крестьян. Раньше это казалось диким. Как это? А он разрешил. Закон о вольных хлебопашцах 1803 года. Но отменить крепостное право боялся, потому что это конфликт с правящим классом. А у него именно отца убили, деда убили в силу конфликта с правящим классом".
Маленькая горстка всемогущих, казалось бы, людей из поколения в поколение ищет способ провести великую реформу. Изменить принцип жизни в Российском государстве. Николай Первый создает Секретный комитет. Секретный, чтобы никого не будоража, создать документ об отмене крепостного права. Ничего не выходит. Распускает. Создает второй, пятый, десятый. Все без толку. И даже унизительное поражение в Крымской войне в 1856 году не смогло заставить русских дворян понять, что крепостничество давно уже разрушает государство. Россия катастрофически отстает. А российской элите и дела нет. Вслед за Николаем Первым его сын, Александр Второй снова готовит реформу.
"Причем он готовил ее так же, как человек идет по тонкому льду. Шаг сделает, послушает – не трещит? Тогда можно двигаться дальше".
"Бюрократы той эпохи, которые проводили реформу, нашли и юридическую формулу, по которой можно было освободить крестьян с землей, и нашли юридическую формулу, которая сохранила очень важное и в социальном и в хозяйственном отношении дворянское сословие. То есть это была реформа, которая дала одним возможность и не отняла возможность у других.
"Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и предъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось", – писал Александр Второй.
Александр не просто лукавил. Манипулировал. Не было ни его доверия, ни дворянского желания уменьшать свои выгоды. Монарх рисковал. И собственной жизнью, и будущим империи. Он был готов и к дворцовому заговору, и к крестьянскому бунту. Накануне оглашения Манифеста войска приведены в повышенную готовность.
"Один случай: в одной из деревень начался просто бунт, когда кричали "Свобода! Все наше!", начали все громить. Закончилось всё расстрелом.
На реформу, на распределение земли потрачены астрономические казенные деньги. Помещики остались недовольны, но до переворота дело не дошло. Александра Второго взорвали те, кого реформа не касалась. Террористы-разночинцы из "Народной воли". Это было седьмое и последнее покушение на него. Его убили не за освободительный манифест. Но совпадение символично.
"Народ скопил в себе гигантскую ненависть, гигантскую взрывную энергию, которая потом реализовалась в революцию, которая потом взорвала монархию.
Сень над месте убийства императора Александра второго.
Народ скопил не только ненависть. Он копил деньги на то, чтобы увековечить память царя-освободителя. Никогда в истории империи на народные деньги не возводилось столько памятников. Величественный Спас-на-крови в Петербурге, бесчисленное количество статуй, мемориальных досок по всей стране.
Спас на Крови, собор на месте гибели императора освободителя в Санкт-Петербурге.