Добрый день, продолжаю знакомить вас с коллекцией музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Сегодня мы идём в зал Древней Италии и Древнего Рима. История Древнеримского государства охватывает период в двенадцать столетий, от легендарного основания Рима в 754/53 году до н. э. до падения Западной Римской империи в 476 году нашего летоисчисления. Древний Рим оставил последующим поколениям богатое культурное наследие.
Этот раздел экспозиции знакомит зрителя с древнеримским искусством в слепках, бронзовых отливках, гальванопластических копиях и реконструкциях. Представление о характерных чертах древнеримского зодчества может дать оформление самого зала. Прототипом его послужили «Золотой дом» Нерона I века н. э. и термы Диоклетиана рубежа III и IV веков. Здесь использованы типичные для римской архитектуры сводчатые конструкции, гладкоствольные колонны с пышными коринфскими капителями.
Древнейшая культура на территории Италии была создана племенами этрусков, которые в IX веке до н. э. занимали территорию на северо-западе полуострова, а около середины VI века до н. э. овладели областями Средней Италии. Этруски славились обработкой металлов – железа и особенно бронзы. Наиболее ранние сохранившиеся на территории Рима скульптурные памятники – произведения этрусских литейщиков. Среди них бронзовое изваяние Капитолийской волчицы. Статуя была установлена на Капитолийском холме Рима в честь легендарного основания Вечного города Ромула (Рим по латыни – Roma), одним из двух братьев-близнецов, вскормленных, по легенде, волчицей после убийства их матери весталки Реи Сильвии
Выдающееся создание этрусского скульптора – портрет мужчины, который долгое время считали изображением Марка Юния Брута, первого консула Римской республики, возглавившего заговор против Юлия Цезаря.
Во II веке до н. э. Рим подчинил себе Грецию. С этого времени в практику римлян вошел обычай делать копии с прославленных греческих статуй. Под воздействием греческой пластики возникают монументальные общественные памятники. Герои этих изображений – римские граждане, предстающие в момент публичных деяний. Представитель известного римского рода Авл Метелл изображен в позе оратора, произносящего речь на форуме. Статуя, несомненно, портретна. Второй тип общественной статуи – изображение тогатуса, римлянина, облаченного в официальную римскую мужскую одежду тогу (покрывало, плащ) и совершающего жертвенное возлияние.
Портреты императоров, видных исторических деятелей и простых римлян занимают большую часть экспозиции зала. Они интересны как документальные свидетельства истории Рима и как памятники, отражающие эстетические вкусы и умонастроения ее различных периодов. Портрет друга и родственника Октавиана Августа – полководца Агриппы еще сохраняет индивидуальность образа энергичного человека сильной воли, твердого характера.
Одним из значительных памятников эпохи ранней империи стал алтарь Мира Он был сооружен в Риме на Марсовом поле по решению Сената после победоносного присоединения Августом к римской державе Испании и Галлии. Рельефы алтаря прославляли Рим, императора и возвещали эпоху стабильности и процветания, провозглашенную Августом. Скульптурные фризы изображали священный пейзаж с Аполлоном, прародителя римлян бога войны Марса, персонификации моря, Италии и Рима, легендарного предка Вечного города – Энея, а также жертвенные процессии во главе с Августом, его супругой Ливией и членами императорской фамилии.