Мне посчастливилось побывать в самом роскошном музее нашей страны, в сокровищнице Московского Кремля- Оружейной палате.
В этом музее нельзя фотографировать, мы сделали буквально несколько кадров, но у них есть группа в контакте, где можно посмотреть фотографии, часть фото я взял оттуда.
Сегодня я расскажу о главном разделе этого музея-Государственные регалии-к ним относятся- короны, скипетры, державы , троны и украшения одежды русских царей и императоров
Регалии (от латинского слова "regalis" – принадлежащий царю) – знаки монархической власти. Обряд возведения на престол правителя немыслим без этих предметов, традиционно составлявших особую часть государственной казны – сокровищницу. Сокровищница русских правителей своим богатством вызывала неизменный восторг у иностранных дипломатов. Она сильно пострадала в начале XVII столетия в период польско-шведской интервенции. Так, в составе сокровищницы к 1613 году, после изгнания интервентов, осталось всего лишь два царских венца: Шапка Мономаха – наследственный венец русских государей и Казанская шапка Ивана Грозного, выполненная в 1553 году. Пополнение сокровищницы началось с воцарением династии Романовых.
На протяжении XVI–XVII столетий государственные регалии находились в хранилищах Казенного двора – учреждении, располагавшемся в Кремле между Архангельским и Благовещенским соборами и ведавшем царской казной. Для каждой церемонии регалии доставались из сундуков, обитых красным бархатом, торжественно переносились в царские палаты или Успенский собор.
В начале XVIII столетия, при Петре I, Россия была провозглашена империей. Государственные регалии былых времен были заменены новыми. На протяжении всего XVIII века правительствами предпринимались, не увенчавшиеся успехом, попытки показать старинные регалии широкой публике, создать музей. Хотя сокровища были размещены в Кремле, в отдельном помещении, видеть их могли лишь "важные персоны". Только в дни коронационных торжеств, которые традиционно проводились в Москве, к осмотру регалий допускались "все желающие".
В XIX веке для размещения музея, созданного на основе царской сокровищницы, было построено специальное здание (не сохранилось) у Троицкой башни Кремля.
В середине XIX столетия появилось современное здание музея, где для хранения коллекции государственных регалий был предусмотрен специальный зал-ротонда второго этажа.
Коллекция государственных регалий придала музею, который называется сегодня Государственная Оружейная палата, особый статус – сокровищницы. Эта коллекция небольшая по объему, но едва ли не самая важная в музее по своей значимости. Её основную часть составляют регалии XVII столетия. Старинные символы власти – венцы, скипетры, державы, троны – являются одновременно великолепными памятниками искусства, отразившими художественные вкусы разных стран и эпох, и свидетелями важных перемен в политической жизни России.
Шапка Мономаха – самый древний памятник в собрании регалий Оружейной палаты. Шапка датируется рубежом ХIII–XIV веков, выполнена из восьми золотых пластин, украшенных филигранью, жемчугом и яркими самоцветами. До сих пор нет единого мнения о том, где она была изготовлена. Форма шапки, а также мотивы филигранного орнамента свидетельствуют о ее восточном происхождении. Среди предполагаемых мест изготовления наиболее вероятны Византия и Средняя Азия.
В духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года впервые назван парадный головной убор – "шапка золотая", который затем упоминается во всех княжеских завещаниях XIV–XV веков, становится неотъемлемой частью имущества московских князей и передается от отца старшему сыну. Принято считать, что именно эта "шапка золотая" и получила название Шапки Мономаха.
Легенда о Шапке Мономаха была создана во второй половине XV века, когда, после падения Византии, Москва стала претендовать на роль нового центра православия. В этой легенде утверждалось, что еще в XII веке киевский князь Владимир Мономах по праву родства получил от византийского императора Константина Мономаха царский венец. От киевских князей он перешел к князьям владимирским, а затем и к московским.
Шапка Казанская датируется 1553 годом. Впервые она упоминается в составе казны царя Ивана Грозного, правление которого было ознаменовано рядом важных в политической истории России событий. Среди них – взятие Казани в октябре 1552 года и включение Казанского ханства в состав Российского государства. Не исключено, что по случаю успешного разрешения «восточного вопроса», столь важного для Московии, и был сделан кремлевскими ювелирами драгоценный венец, увековечивший в своем названии память о славной победе русских воинов. Во внешнем облике венца своеобразно переплелись национальные и восточные художественные традиции. Так, опоясывающие его в три ряда накладные килевидные «кокошники-городки» восходят к декору русских храмов того времени; в сочетании же камней, красных турмалинов и рубинов с голубой бирюзой, в резном орнаменте переплетающихся трав по черневому фону сказалось влияние восточного искусства.
Очень понравился двойной трон Петра I и его брата Иоана
Мастерские Московского Кремля, до 1682-1684 гг.
Принадлежал царям Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу.
Серебряный, позолоченный трон изготовлен в кремлевских производственных мастерских в 80-х годах XVII века для двух братьев - соправителей Ивана и Петра Алексеевичей.
В глубину трона к обитому бархатом сиденью, разделенному поручнем на два места, ведут три серебряных с прорезным орнаментом ступени. Над ними возвышается ажурная серебряная арка на витых колонках, подобная порталу здания - нарядно оформленному входу. Высокая спинка трона с двумя серебряными столбиками по сторонам и округлым серебряным завершением напоминает окно с изукрашенным наличником. Две боковые стенки, соединенные со спинкой под прямым углом, похожи на отведенные назад оконные ставни. Их назначение в троне глубоко функционально. Вместе со спинкой они образуют за троном небольшое, закрытое с трех сторон пространство, выполнявшее роль потайного, места, предназначенного для того лица из окружения малолетних царей, кто помогал им, а то и просто руководил ими во время официальных церемоний. Необходимые наставления и советы передавались через оконце, прорезанное в спинке и драпировавшееся бархатом.