Продолжаю знакомить вас со своим летним путешествием, так как я не успел все выложить до нового года. В этот раз мы отправляемся в египетский и вавилонский залы Пушкинского музея в г. Москве.
В зале искусства Древнего Египта экспонируется около 800 экспонатов, представляющих все периоды истории развития страны фараонов, начиная с IV тысячелетия до н.э. до IV века до н.э.
Это деревянные и каменные саркофаги, статуи, рельефы, предметы быта и погребального культа, мумии людей и животных, папирусы, сосуды и украшения, статуэтки божеств и амулеты.
Сам зал оформлен архитектурными элементами, характерными для древнеегипетского храма: потолок расписан, ложные балки поддерживаются изящными колоннами в форме связки папируса. Это придает залу особую атмосферу и сразу настраивает входящего на общение с древнеегипетским искусством.
Изобразительное творчество древних египтян было неразрывно связано с религиозными верованиями и требованиями заупокойного культа. В частности, портретное сходство изображения с портретируемым было обусловлено верой в наличие у каждого человека «двойника», или «Ка» - некой жизненной сущности, которая, будучи бессмертной, должна иметь постоянное обиталище в каком-либо изображении умершего.
Представление о том, что все памятники предназначались для вечности и не должны были содержать в себе ничего случайного, мимолетного, определило особенности условного художественного языка египетской пластики: замкнутость и нерасчлененность объема, статичность, отсутствие излишней детализации. Рельефы и статуи V–VI династии (витрина № 6) и отдельно стоящая скульптурная группа чиновника Уджа-джера с супругой – наглядные образцы воплощения канонических правил изображения человека в скульптурных образах.
В музее собрана самая большая коллекция фаюмских портретов, которая поражает воображение!
Искусство древнего Вавилон так же представлено очень широко. В центре зала находится, копия базальтового столба с самым древним сводом законов царя Хаммураппи
Знаменитые вавилонские стражи.
Представленные в зале произведения глиптики демонстрируют совершенство техники миниатюрной резьбы по камню древних мастеров. Печати из городов Шумера, Аккада, Хеттского государства, Сирии, Вавилонии, Ассирии, Ирана и Урарту сделаны из кости, фаянса, полудрагоценных камней. На печатях изображены фигуры животных и людей, мифологические сцены.
Особо отметим, что памятники государства Урарту происходят из раскопок, проводившихся на территории Армении экспедициями ГМИИ им. А.С. Пушкина, Академии наук Армении и Государственного Эрмитажа. Из дворца урартского царя Аргишти I (VIII в. до н.э.) в городе Эребуни, давшем название столице Республики Армения – Еревану, – происходят уникальные монументальные росписи. Редкий музей может похвастаться столь богатым собранием древней переднеазиатской живописи.