4-го ноября в России отмечают не только день народного единства, но и большой православный праздник, который связан с моим родным городом- Казанью. Икону, которую я держу в руках вышила моя мама, это наиболее точный образ, который был обретен в Казани в 1579 году. День народного единства, установленный в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году. По дате он совпадает с религиозным праздником в честь одной из самых почитаемых икон Божьей Матери — Казанской. В православном календаре он отмечается два раза: 21 июля, когда празднуется явление этой иконы в городе Казани, и 4 ноября, когда вспоминают события Смутного времени и помощь Богородицы в завершении этого трагического периода отечественной истории. В народе эти праздники называют, соответственно, «летняя Казанская» и «осенняя Казанская.
История явления иконы известна нам из повести, составленной «самовидцем» этого чудесного события Ермогеном, первым митрополитом Казанским, который впоследствии стал патриархом Московским, духовным лидером русского народа в период Смуты.
Этот исторический памятник сообщает, что 23 июня 1579 года в Казани произошел сильный пожар, от которого пострадали кремлевские постройки и выгорел весь посад. После этого события десятилетней отроковице, дочери стрельца по имени Матрона, во сне неоднократно стала являться икона Богородицы с повелением поведать о ней архиепископу и воеводам города, чтобы они извлекли ее из земли в указанном месте, на пепелище дома. Однако те не приняли всерьез этот рассказ.
Тогда в нужном месте стала копать мать Матроны с другими поверившими людьми, но ничего не находили. И только сама Матрона на глубине 2 локтей (около метра) обрела небольшую икону, завернутую в ветхий суконный рукав одежды. После этого ее благоговейно взял священник Ермолай (будущий патриарх Ермоген) и с крестным ходом перенес ее в ближайший храм.
Царь Иван Грозный распорядился создать на месте явления иконы Казанский Богородицкий женский монастырь, в котором первообраз великой святыни и хранился до трагических событий 1904 года, когда он был похищен шайкой Варфоломея Стояна.
Икона так и не была найдена: следственные действия показали, что она могла быть сожжена, однако есть версия о ее тайной продаже старообрядцам. Православные верующие не теряют надежды, что образ удастся отыскать.
В 1611 году казанские ополченцы принесли под стены занятой поляками Москвы Казанский образ. Только это была не обретенная Матроной икона, а сделанный с нее список. Такая традиция, делать копии образов, характерна для православия — часто списки известных икон тоже начинают почитаться как чудотворные.
По сообщениям летописей, эта икона появилась под Москвой по благословению патриарха Ермогена, с ней ополченцы и казаки в тяжелом бою с войсками гетмана Ходкевича взяли Новодевичий монастырь. Перед началом зимы образ отправили в Ярославль, куда весной 1612 года пришло ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. В результате, икона стала полковой для русских ополченцев.
4 ноября штурмом был взят Китай-город, а вскоре капитулировал и польский гарнизон Кремля. В первый воскресный день после изгнания поляков полки русских воинов сошлись на Лобном месте площади, тогда называвшейся «Пожар», а нам известной как Красная.
На Красной площади в Москве князю Пожарскому и гражданину Минину был установлен первый в столице памятник. Точно такой же памятник, только в два раза меньше стоит в Нижнем Новгороде, города, где было собрано ополчение.
Князь Пожарский по данному им обету украсил Казанскую икону «многою утварию», а в 1636 году, когда был освящен Казанский собор на Красной площади, святыня стала храниться там. Чтобы отличать этот список от первообраза, ее стали называть «Казанской, что на «Пожаре». К сожалению, судьба и этого образа оказалась трагичной: он затерялся в эпоху революционных смут.
В 1649 году у Алексея Михайловича в этот день родился первый сын Димитрий, и, радуясь рождению наследника престола, царь повелел «празновать Пречистой Богородице, явлению чюдотворныя иконы Казанския, во всех городех, по вся годы». Став одним из самых любимых в народе, Казанский образ распространялся во все концы Русской земли в тысячах списков, многие из которых прославились чудотворениями.
Одним из таких известных списков был Петербургский, тоже связанный с важными историческими событиями нашей страны. Принесенный в новую столицу по повелению Петра I образ стал ее покровителем.
С 1811 года икона хранится в величественном Казанском соборе, построенном по проекту архитектора Андрея Воронихина. Именно перед ней молился Михаил Кутузов в 1812 году перед своим отъездом в действующую армию.
В 2005 году, в год празднования 1000- летия Казани, древнейший список Казанской иконы вновь появился на святом месте обретения. Папа Римский передал Казани список иконы из Ватикана.
Появление этого древнего списка в Казани, в Богородицком монастыре, стало одним из главных чудес нового времени. Впрочем, вся история обретения чудотворного списка похожа на глубокую духовную притчу, истинный смысл которой смогут постичь грядущие поколения.
Казанская икона Божией Матери стала достоянием всего православного мира, преодолевая границы, прославлялась, объединяя весь христианский мир.
Она совершила «кругосветное путешествие» из России в Европу через Азию в Америку и вновь через Европу вернулась «домой»