Оружейная палата Московского Кремля
ЗАЛ 7. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГАЛИИ И ПРЕДМЕТЫ ПАРАДНОГО ЦЕРЕМОНИАЛА XIII–XVIII ВЕКОВ
Государственные регалии и предметы церемониала XIV–XVII вв. представляют уникальный историко-культурный комплекс, сложившийся на базе великокняжеской и царской сокровищниц.
Два трона первых царей из династии Романовых: Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Деревянный трон Михаила Федоровича выполнен иранскими мастерами в начале XVII века и облицован золотыми басменными пластинами с драгоценными камнями.
Скорее всего, это подарок шаха Аббаса Великого. Трон использовали и во дворце, и во время военных походов. Он имеет утраты. В его нижней части нет золотых пластин с драгоценными камнями и видна деревянная основа. Последний русский император Николай II выбрал его для своей коронации в 1896 году.
Трон Алексея Михайловича, так называемый Алмазный – самый нарядный среди царских тронов, изготовлен в Иране по заказу купца Захария Сарадарова, представителя армянской торговой компании. Он выполнен из сандалового дерева, облицован золотыми и серебряными пластинами. Трон украшают почти 900 алмазов старой индийской огранки и огромное количество бирюзы. Трон выполнен в Иране в 1650-х гг. В Москву его доставили купцы армянской торговой компании. После покупки трона царь начал переговоры о предоставлении иранским купцам права транзитной торговли по территории России.
После смерти бездетного царя Федора Алексеевича в России произошло уникальное событие: в 1682 году на царство венчали сразу двух царей – пятнадцатилетнего Ивана, сына Алексея Михайловича от его первой жены Марии Милославской, и одиннадцатилетнего Петра (будущего Петра Великого), сына Натальи Нарышкиной.
Для царей-соправителей мастера Кремля и изготовили этот необычный трон, напоминающий пышный золоченый чертог. В его оформлении использованы многочисленные символы власти – двуглавые орлы, львы, единороги, короны, державы с крестами. По мнению исследователей, при изготовлении трона были использованы детали трех серебряных тронов времени царя Михаила Романова.
Трон восточной работы конца XVI века был подарен персидским шахом Аббасом I преемнику Ивана Грозного Борису Годунову в 1604 году. Деревянный в основе трон имеет типично восточную форму с низкой спинкой и подлокотниками. Он облицован пластинами золота с тиснением по матрице (басмой) и канфарением.
В орнаментации использованы излюбленные на Востоке растительные мотивы, которые дополнены крупными камнями в высоких глухих кастах – голубой бирюзой, турмалинами и рубинами, также популярными в ювелирном деле Востока
Трон середины XVII века, белоснежный и подчеркнуто устойчивый, выполнен из дерева и облицован резными пластинами слоновой и моржовой кости. Пластины украшены разнообразными сюжетами – библейского, исторического, мифологического, героического и бытового содержания.
Древнюю коллекцию тронов дополняют тронные кресла императрицы Елизаветы Петровны (1742) и императора Павла I (1796).
Тронные кресла украшали тронные залы императорских резиденций. Они представляют собой тронную мебель, пришедшую в официальный придворный обиход уже в XVIII столетии. К созданию тронных кресел и их убранству относились с особым вниманием. Часто они выполнялись по рисункам крупнейших архитекторов своего времени, проектировавших не только здания, но и занимавшихся оформлением интерьеров.