Московские каникулы
Оружейная палата
ЗАЛ 1. РУССКИЕ ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ XII – НАЧАЛА XVII ВЕКА
Здесь собрана древнейшая часть собрания Оружейной палаты.
На протяжении многих столетий эти драгоценные реликвии составляли основное ядро великокняжеской и царской казны, бережно хранились в Патриаршей ризнице и кремлевских храмах.
Открывают экспозицию уникальные произведения декоративно-прикладного искусства Византии IV–XV веков, которые свидетельствуют о глубоком влиянии столицы православного мира на художественное развитие искусства Древней Руси.
О высоком уровне декоративно-прикладного искусства домонгольской Руси свидетельствуют памятники XII–XIII веков. Они представляют искусство Киева, Чернигова, Рязани, Суздаля, Новгорода и других городов, более древних, чем Москва.
Основная часть витрин зала демонстрирует шедевры золотого и серебряного дела Москвы от его истоков в начале XV века, до периода расцвета в XVI столетии. О творческом взаимовлиянии столичного и провинциального искусства повествуют самобытные произведения Новгорода Великого. Отдельно экспонируются крышки на раки Кирилла Белозерского и царевича Дмитрия.
Шестнадцатый век – блестящая пора в истории московского ювелирного искусства. Московские ювелиры, сохранив лучшие традиции предшествующих эпох, достигли в этом столетии высочайшего профессионализма в различных технических приемах обработки и украшения золотых и серебряных изделий.
Одним из любимых способов декорировки драгоценных предметов стала чернь. К числу прекрасных памятников черневого искусства XVI в. относятся роскошное золотое блюдо 1561 г., икона-мощевик 1589 г. с изображением Богоматери на престоле и святой Ирины, а также выполненные в 1598 г. для московского Архангельского собора потир и кадило. Украшающие их черневые изображения, в которых ярко выражено графическое начало, являются своеобразными образцами гравюры на металле.
Значительная роль в художественном убранстве изделий отводилась эмалям, отличающимся гармоничным и изысканным колоритом, в котором преобладают белый цвет и голубой разных оттенков.
Наряду с чернью и эмалью широко применялась чеканка, интересным образцом которой служит драгоценный оклад иконы «Богоматерь Знамение».