В Бугульминском сквере есть место захоронения членов революционного штаба Бугульмы: Петровской Екатерины Поликарповны и Просвиркина Степана Семёновича, - и неизвестного матроса, которые были расстреляны белогвардейцами в июле 1918 года.
Гражданская война в нашем крае началась 8 июня 1918 года в 5 часов утра, когда легионеры, прорвавшись через реку Самарку и железнодорожный мост, заняли Самару. В тот же день в губернском центре был избран правоэсеровский комитет членов Учредительного собрания, который объявил Советскую власть в городе и губернии низложенной.
Но еще раньше, в апреле и мае, обстановка в Бугульминском уезде уже была неспокойной. На юго-востоке появлялись казачьи отряды атамана Дутова, в волостях то и дело вспыхивали крестьянские столкновения. Три больших отряда Красной гвардии отправила Бугульма. Два из них — против оренбургских казаков. Бугульминцы дрались с атаманом Дутовым у Бузулука, Ново-Узенска, станицы Сорочинской и Александрова Гая. Впоследствии оба эти отряда влились в 25-ю дивизию В.Чапаева.
Бугульма ко времени наступления белочехов и вовсе осталась бы незащищенной — в городе был лишь небольшой красногвардейский отряд К.Рахманько да кавалерийский взвод Федора Легаева, но в конце мая в город прибыла довольно большая боевая дружина белорусских железнодорожников из Гомеля, Пинска и Жлобина под командованием Никифора Максимовича Орла. Вместе с бугульминцами к 8 июня дружина насчитывала 200 штыков.
Дружинники охраняли огромный участок дороги от Чишмов до Нурлата — 350 верст.
В связи с событиями 8 июня в Самаре, в Бугульме, при участии уполномоченного Самарского губревкома Журавлева, 14 июня был создан военно-революционный штаб в составе Анисима Раевского, Екатерины Петровской, Дениса Болотова, Степана Просвиркина и Ивана Казакова (бывшего моряка, участника штурма Зимнего дворца. Он бывал в Бугульме в 60-х и 70-х годах и оставил свои воспоминания о Петровской и Просвиркине).
Через два дня на железной дороге тоже создается участковый революционный комитет под командованием комиссара бугульминского участка Н.Ворожейкина и командира дружины Н.Орла.
Здесь надо сказать, что и в восемнадцатом, и в девятнадцатом годах гражданская война в нашем крае была войной по преимуществу железнодорожной. На участке между Симбирском и Уфой у красных сражалось два легендарных бронепоезда: «Свобода или смерть», которым командовал лихой матрос Андрей Полупанов, и «Товарищ Назаров». У белых под Бугульмой вдоль линии железной дороги в девятнадцатом году были сосредоточены отборные силы колчаковской армии под командованием генерала Войцеховского и полковника Каппеля, а также Ижевская и Оренбургская казачьи бригады. И красных, и белых, и казаков Дутова Бугульма всегда интересовала как крупный транспортный узел и центр большого хлебного края. Дружина бугульминских железнодорожников принимала активное участие в боевых действиях против казаков и белочехов еще задолго до подхода их главных сил к городу.