Есть шутка о том, что конь для татарина — друг, товарищ и даже еда.
Во фразеологии есть множество устойчивых словосочетаний со словом «ат» («конь»): например, ат алу (заслужить доброе имя), ат бэясе (высокая цена), ат калдыру (оставить после себя доброе имя), атка менгендей булу (прыгать от радости), атлы кеше тешеп карарлык (очень красивый человек) и многие другие. Если у человека не было лошади, он считался бедняком и жизнь его была совсем безнадежной, и это опять-таки отражается в народной фразеологии: ат юк, арба юк, аннан калган бар да юк (ни коня, ни возу, ни что на воз положить), аттан тешереп ишэкке мендеру (пересел с коня на осла — аналог русской пословицы «переобуть молодца из сапог в лапти»).
Конь в сказках татар — сильный, красивый, царь всех домашних животных. В одной из сказок он побеждает даже тигра, пугая его искрами, высеченными копытами из камня. Конь — незаменимый мудрый и верный друг всадника, часто обладающий волшебной силой. До наших дней дошла легенда о крылатом белом коне Тулпаре, который сейчас благополучно стал символом Сабантуя, а до этого дал название старому казанскому ипподрому.
Поэтому хочу рассказать о знаковой скульптуре, с которой сегодня сфотографировался.
Конь, конечно, необычный, стилизованный, в его оформлении множество деталей, символов, рисунков, связанных с татарской культурой. Тут и гармонист, и звезды в виде колесиков из часового механизма, животные, растения, элементы национального орнамента - ее нужно рассматривать внимательно, не на бегу.
Конь-страна» - это современная художественная работа, стилизованная под образ кочевого народа, говорил Рафаэль Сайфуллин, автор скульптуры. Отсюда «звериный» стиль, похожий на знаменитые фигурки и украшения времен древней скифской цивилизации.
Отливали бронзового коня с металлическими стержнями внутри в Германии, затем доставили в Финляндию, а оттуда готовые части скульптуры автор привез в своем фургоне и собрал его уже в Казани.