В пятницу 26 октября в центре дополнительного образования «Заречье» состоялся незабываемая встреча с Казанским художником Виктором Тимофеевым.
Виктор Тимофеев родился в Казани 8 марта 1954 г. Путь в искусство для него был долог и извилист. Когда в 17 лет он пришел маляром в декоративный цех Большого драматического театра им. В.И.Качалова, то его заворожил мир, преображающий и творящий новую действительность. Знакомство и работа с театральными художниками над декорациями к спектаклям укрепили его в желании заняться рисованием. Какое-то время он работал в театрах Пскова (где, кстати, познакомился с нашим великим земляком Алексеем Аникеенком), Смоленска, Каунаса. Вернувшись в Казань, снова начинает работать в Качаловском театре рабочим сцены. Параллельно в 1982 году он поступает на театрально-декорационное отделение Казанского театрального училища. Большое значение имело в жизни и становлении художника Тимофеева общение с классиком татарского изобразительного искусства Баки Урманче (1897-1990).
С 1982 г. молодой художник начал участвовать в выставках профессиональных художников. Член Союза художников Татарстана (1997). В 1997 году, покинув драматический театр, В.Тимофеев становится свободным художником, однако любовь к театру, ощущение того, что весь «мир — театр, а люди в нем – актёры», остались с художником в его творчестве. Его манера характерна упрощенными формами, зачастую становящимися почти абстрактными, вылепленными широкими мазками и локальными цветами. В творчестве В.Тимофеева гармонично соединились элементы экспрессионизма и примитивизма, народного лубка и декоративного искусства, иконописи. Столь разнородные стилевые направления дают возможность визуальных «путешествий» в мир литературы, театра, истории, фольклора и религии. Свою роль играют надписи и даты исполнения картин и рисунков, как своего рода рефлексии повседневности.
Импровизационный характер живописи диктует быстроту исполнения, поэтому художник пишет не на холсте, а на кусках ДВП, не требующих дополнительной подготовки к работе, а также легко укладывающихся в чемодан для поездок на выставки.
Виктор Тимофеев участник Фестнаива-2013 (выставки в Москве, Риге, Сыктывкаре). В 2014 и 2015 гг. состоялись его персональные выставки в Арт-Наив галерее (Москва). В 2015 г. прошла его персональная выставка «Сретенье» в Московском Музее наивного искусства. Десять работ художника вошли в каталог «Naive Art: Volume 1», изданный в Великобритании (by Justin Abelman (Foreword), Simon O’Corra (Author). – Sachet Mixte Themes, 2015).
Работы художника находятся в Музее наивного искусства (Москва), Музее традиционного искусства народов мира (Москва), Музее органической культуры (Коломна), Государственном музее изобразительных искусств РТ, Музее Казанского Кремля, Национальном культурном центре «Казань», а также в частных собраниях — Галеев-галерее (Москва), Арт-Наив галерее (Москва) и других коллекциях Москвы, Пскова, Казани, а также США, Канады, Аргентины, Германии, Франции, Голландии, Бельгии, Португалии.
Работы Виктора Тимофеева.
Художник рассказал, что начал писать серию «Бородатые лица зверей» совершенно случайно. Сначала Виктор Евгеньевич делил своих зверей на собак и кошек. Но постепенно у них исчезли видовые, а затем и половые "принадлежности" (авт. дословно). Иногда с картинки на тебя смотрит то ли кот, то ли пес, а возможно котопёс. У каждого зверя свой характер. Каждый помещен в какую-то реальность. Кот Ателло, например, прекрасно ощущает себя в Венеции. Венецианские каналы на заднем плане картины,- тому свидетельство. Картины Виктора Тимофеева независимо от их тематики всегда радуют зрителя, излучают тепло, наделяют добром.
Работает мастер чаще всего мастихином. Это такой специальный нож или мастерок, при помощи которого художник выдавливает масляную краску из тюбика, а затем растирает ее по поверхности картона.
У нас был мастер-класс. Мы работали с мастихином.
Сам Виктор Тимофеев уверен, что рисовать может каждый и, главное, не бояться не суметь, не лениться, а просто брать и делать. По Тимофееву, рисование не является элитарным творчеством и тем более соревнованием, это одна из форм свободы для каждого. «Потому что человек не может без прекрасного. Когда человек начинает рисовать, неважно как, хорошо или плохо, когда у него эта потребность появляется, то это значит, что он человек. Человеком человека делает все-таки искусство, а не достижения техники. Музыка, живопись, поэзия в любом проявлении. Я в этом уверен, и для этого я и «крашу картинки», — признался Виктор Тимофеев.
Было очень интересно! Считаю, что мне очень повезло побыть рядом с великим художником!