ГлавнаяБЛОГИКультурный дневник

Новые записи
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 0 0
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Эсперанса-Семья!
Эсперанса-Семья!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+4642 RSS-лента RSS-лента

Культурный дневник

Автор блога: Азалия Гайнуллина
Благотворительная ярмарка
1, 2 и 3 ноября в ТРК «Тандем» прошла благотворительная ярмарка, организованная сотрудниками и волонтерами фонда «Альпари».
Благотворительная ярмарка

Благотворительный фонд «Альпари» учредил бизнесмен из Казани Андрей Дашин в 2005 году с целью дать возможность детям, проживающим на территории Республики Татарстан, полноценно расти и развиваться вне зависимости от наличия семьи и особенностей развития.
Благотворительная ярмарка

Благотворительная ярмарка

Благотворительная ярмарка

Благотворительная ярмарка

Благотворительная ярмарка

Вот уже 14 лет подряд БФ «Альпари» организует благотворительные ярмарки, где можно приобрести сувениры, сделанные ребятами из детских домов, интернатов, приютов и спецшкол, и тем самым помочь особенным детям.
Благотворительная ярмарка

Благотворительная ярмарка

Благотворительная ярмарка

Благотворительная ярмарка

Все вырученные средства на ярмарках идут на закупку материалов для творчества в детские домах, интернаты, приюты и спецшколы, на покупку лекарств и продуктов для детей, которых воспитывают матери-одиночки, и на оплату лечения детей в случае, если родители не в силах его оплатить.
Кукморские валенки
Как согреться на улице в морозный зимний день? Знаменитые кукморские валенки – оригинальное решение. Современные валенки отличаются от своих скучных предшественников. Кукморский валяльно-войлочный комбинат – одна из компаний, придающая этому виду зимней обуви индивидуальность и очарование.
Кукморские валенки

ОАО “Кукморский валяльно- войлочный комбинат” создан на базе частного владения Торгового дома “Братья Комаровы”. Свое дело предприимчивые братья начинали уже в конце Х1Х века. Скупая шерсть у местного населения фабриканты чесали у себя на фабрике на чесальных машинах и в виде ваты давали надомникам, а от них уже получали готовые валенки, на которые ставили свое клеймо. Только надомников по изготовлению валяной обуви было занято около 1500 человек. За десять часов работы Комаровы на своих машинах начесывали 3000-3500 фунтов шерсти и выпускали 600 пар валенок в день, 200 пар шитых бурок. Годовое производство товарищества оценивалось в 1,5 млн. рублей. Изделия Торгового дома “Братья Комаровы” были широко известны далеко за пределами Казанской губернии. В свое время фирма удостаивалась медалей Парижской и Лейпцигской, а также российских торговых ярмарок.
В 1917 году после Октябрьской революции фабрика была национализирована представителями новой власти.
Кукморские валенки

В период индустриализации промышленности на фабрике было начато строительство новых корпусов по выпуску валенок и технического войлока. В 1936 году фабрика перешла на введение пласта вместо обкладки основы ватой, в валяльном цеху постепенно стали заменять кольцевые машины – молотовыми машинами, что увеличило производительность труда в валяльном цеху. Выпуск продукции резко возрос, за этот же год фабрикой было изготовлено и выпущено валяной обуви 1003737 пар с количеством работающих 1686 человек, что составляет на одного работающего 595 пар в год.
В годы Великой Отечественной войны происходит резкий спад выпуска валяной обуви. 429 мужчин, квалифицированных рабочих ушло на фронт. На начало 1945 года на фабрике работало всего 394 человека.
За годы войны фабрика дала фронту 1,5 млн. пар валяной обуви и отреставрировала 6 млн.пар, прибывших с фронтов Отечественной войны.
Начиная с 1946, года фабрика наращивает свой выпуск и увеличивает производительность труда. В 1956 году были внедрены принципы конвейеризации основального цеха, проходной метод крашения и кислования, разработанные на Кукморской фабрике инженером М.Р.Архиповым. В результате проделанной работы фабрика стала одним из ведущих предприятий валяльно – войлочного производства России.
70-годы. Отстроен и введен в эксплуатацию цех крашения войлоков, корпус вулканизации низа валяной обуви, построен склад сырья. В этот период построено 2 детских сада, столовая, 5-этажное общежитие, 77-квартирный жилой дом и другие объекты социального назначения. В 70-х годах практически был решен вопрос по очистке производственных и бытовых стоков, сооружена система биологических очистных сооружений с сетью канализаций.
Кукморские валенки

С началом развития рыночных отношений предприятие пережило кризис и несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию в стране, газифицировало угольную котельную, кардинально модернизировало валяльное и сушильное производство, изготовило и пустило в эксплуатацию оборудование для цеха стеганых изделий и освоило выпуск грубошерстных войлоков. В 3 раза была увеличена проектная мощность участка вулканизации подошвы валяной обуви, создан участок детской и женской обуви. Полностью обновлены бытовые помещения комбината, построен и сдан в эксплуатацию 80-квартирный жилой дом, микрорайон домов усадебного типа, организован Торговый центр, построено административное здание, реконструированы 5- этажное общежитие и 2-этажное общежитие.
Кардинально изменив структуру снабжения сырьем и сбыта готовой продукции, улучшив качество выпускаемой продукции и ее социальную направленность, комбинат достиг доперестроечного уровня производства продукции. С 2001 года комбинат выпускает до 1 млн. пар валяной обуви.
Сегодня это – крупный комбинат, выпускающий разнообразную валяную обувь и изделия из шерсти для взрослых и детей. Все началось с создания валенок, истинно русской зимней обуви. Сегодня ассортимент Кукморского валяльно-войлочного комбината намного шире. Помимо традиционных валенок, комбинат представляет современные модели валяной обуви на прорезиненной подошве и дизайнерские модели с декоративными элементами.
Кукморские валенки

Также компания выпускает угги, ботинки и сапоги на каблуке, валеши, чуни, домашние тапочки, комплекты для банного отдыха. Значительное место в ассортименте занимает продукция для детей. Валенки, тапочки, пинетки, одеяла и матрацы для колясок и саней пользуются у покупателей большой популярностью.
Кукморские валенки

Комбинат также начал выпускать одеяла и спальные мешки, утепленные верблюжьей и овечьей шерстью, и оригинальные шерстяные жилеты.
Кукморские валенки

Но самая востребованная категория товаров компании это – валенки.
Кукморские валенки

Ежедневно валяльно-войлочный комбинат из Татарстана производит 5000 пар валенок. Дизайн валенок поражает воображение, а конструкция обуви адаптирована для городских условий. Специальная подошва защищает валенки от песка и других веществ, рассыпаемых на тротуарах, и минимизирует риск поскользнуться на зимней дороге.
Кукморские валенки

Валенки для детей – самая разнообразная категория среди товаров.
Кукморские валенки

Кукморские валенки
Награждение победителей конкурса рисунков "Мой Татарстан" в республиканской библиотеке
В субботу, 2 ноября в Республиканской детской библиотеке Казани прошло торжественное награждение победителей республиканского конкурса рисунков "Мой Татарстан".
Награждение победителей конкурса рисунков "Мой Татарстан" в республиканской библиотеке

Награждение победителей конкурса рисунков "Мой Татарстан" в республиканской библиотеке

Всех гостей в библиотеке встречали с теплотой. Нас встретила прекрасная сказочная фея. В главном зале библиотеки были выставлены работы всех победителей конкурса. Все работы очень красивые.
Награждение победителей конкурса рисунков "Мой Татарстан" в республиканской библиотеке

Награждение победителей конкурса рисунков "Мой Татарстан" в республиканской библиотеке

Перед нами выступила автор стихотворения "Мой Татарстан" Ольга Владиславовна Журавлева. Она прочитала нам свои стихи и провела очень интересный мастер-класс по написанию стихотворений.
Награждение победителей конкурса рисунков "Мой Татарстан" в республиканской библиотеке

Награждение победителей конкурса рисунков "Мой Татарстан" в республиканской библиотеке

Награждение победителей конкурса рисунков "Мой Татарстан" в республиканской библиотеке

Награждение победителей конкурса рисунков "Мой Татарстан" в республиканской библиотеке

Огромное спасибо организаторам за такой душевный праздник. Очень рада была встретиться с культурными друзьями.
Школьный музей Р. Хариса
У нас в школе есть музей Рената Хариса.
Школьный музей Р. Хариса

Харисов Ренат Магсумович (Ренат Харис) родился 6 мая 1941 года в селе Елховое Озеро Ульяновской области. Детство и школьные годы прошли в деревнях Буинского района Татарстана.
Харисов Ренат Магсумович – народный поэт Татарстана, автор более сорока книг на татарском, русском, английском, башкирском, чувашском языках, в том числе – избранных произведений в 7 томах.
Школьный музей Р. Хариса

Окончил Казанский государственный педагогический университет. Работал учителем, журналистом, секретарём Союза писателей Татарстана, заместителем министра культуры, главным редактором газеты «Татарстан хэбэрлэре», литературного журнала «Казан утлары», заместителем Председателя Госсовета (парламента) Татарстана, народным депутатом парламента республики трёх созывов.
Школьный музей Р. Хариса

Им написано более четырех десятков поэм, некоторые из которых стали операми, балетами, ораториями, кантатами, теле- и радиоспектаклями. На стихи поэта композиторами Казани, Москвы, Уфы, Саратова и т.д. создано более ста пятидесяти произведений вокального жанра.
Школьный музей Р. Хариса

За создание либретто балета «Сказание о Йусуфе», а именно за развитие традиций национального эпоса в современных условиях диалога культур, ему присуждена Государственная премия Российской Федерации за 2005 год. В России из писателей этой премии на сегодняшний день удостоены всего три человека: Белла Ахмадуллина (за 2004 год), Ренат Харис (за 2005 год), Александр Солженицын (за 2006 год)).
Школьный музей Р. Хариса

Школьный музей Р. Хариса

Школьный музей Р. Хариса

Ренат Харис - лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая, Республиканской премии молодежи Татарстана имени М. Джалиля, заслуженный деятель искусств Татарстана, заслуженный работник культуры Чувашии и Каракалпакии (Узбекистан). Является секретарём Союза писателей России, членом Геральдического совета при Президенте Татарстана, членом редколлегий журналов «Наш Современник», «Татарстан», «Исторической Газеты» (Москва), членом Главной редколлегии Татарской Энциклопедии.
Школьный музей Р. Хариса

Школьный музей Р. Хариса

Школьный музей Р. Хариса

В музее много личных книг и вещей поэта, картин и фотографий. Экспозиция, состоящая из многих стендов и витрин, содержит интересный и богатый материал о жизни и творчестве поэта. На базе музея проводятся уроки, читательские конференции. Многие учащиеся школы, участвуя в различных районных и республиканских конкурсах, обращаются к музейным материалам.
Школьный музей Р. Хариса

Школьный музей Р. Хариса

Школьный музей Р. Хариса

В нашей школе ежегодно в декабре проходит вручение премии Рената Хариса, где поэт сам лично вручает премии ученикам, проявившим себя в разных сферах.
Галерея современного искусства
Галерея современного искусства— это единственная в Казани крупная выставочная площадка, специализирующаяся на современном искусстве. Галерея занимает большое трехэтажное здание на пересечении улиц Карла Маркса и Муштари, построенное в 1979 году архитектором Г.А.Бакулиным.
Галерея современного искусства

За этот проект архитектор Г. А. Бакулин в 1981 г. получил звание лауреата Государственной премии РТ им. Габдуллы Тукая. Автор скульптуры у входа – Р. П. Харитонов.
Галерея современного искусства

Выставочный зал открыт в 1980 г. масштабной Зональной выставкой «Большая Волга». В 2009 г. здание передано Государственному музею изобразительных искусств Республики Татарстан, в 2017–2018 гг. – модернизировано.
Галерея современного искусства

Галерея современного искусства

Здесь проходят персональные выставки художников, размещаются международные проекты, проводятся академические конкурсы-смотры работ, фестивали электронной музыки, часто размещаются фотовыставки и выставки графики. Галерея ежегодно принимает участие в «Ночи Музеев» и выставляет спецпроекты «Казанской международной биеннале печатной графики». Иногда здесь проходят литературные вечера и презентации монографий известных казанских культурологов.
Галерея современного искусства

Выставочная площадь Галереи современного искусства сейчас — 3 500 квадратных метров. Шесть выставочных пространств, лекторий, детская арт-площадка, мультимедиа – более полутора тысячи квадратных метров. Белые стены, белый блестящий пол, стильные стеклянные двери — так выглядит фойе обновленной Галереи. Впрочем, белый цвет доминирует во всем здании. Первый этаж — гардероб, небольшое кафе, где можно выпить кофе и одновременно посмотреть на экране фильм о современном искусстве.
Галерея современного искусства

Возле блестящей лестницы, ведущей на верхние этажи, большой стенд, где можно оставить стикер с отзывом о выставке или вообще о работе Галереи.
Памятник Рудольфу Нурееву
7 ноября 2018 года в Казани состоялось торжественное открытие памятника артисту балета, балетмейстеру Рудольфу Нурееву. Это первый в России памятник одному из крупнейших классических танцовщиков ХХ века.
Памятник Рудольфу Нурееву

Памятник установлен в сквере у Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. З.К.Церетели запечатлел артиста в прыжке. Бронзовая фигура венчает постамент в виде изломанной колонны.
Памятник Рудольфу Нурееву

Рудольф Нуреев (1938-1993) родился в Иркутске, начал заниматься танцем в самодеятельных коллективах. В 1955-58 годах он учился в Ленинградском хореографическом училище имени Агриппины Вагановой. Затем был принят в труппу Кировского (ныне Мариинского) театра, где до 1961 года исполнил ведущие партии в классических балетах. В 1961 году во время гастролей труппы Кировского театра в Париже он принял решение не возвращаться на родину. Нуреев танцевал в Королевском балете Великобритании, возглавлял балетную труппу Парижской оперы. В 1989 году он посетил Россию, последний раз станцевав в Ленинграде на сцене Кировского театра партию Джеймса в балете "Сильфида".
Памятник Рудольфу Нурееву

Рудольф Нуриев приезжал в Казань в 1992 году по приглашению директора Татарского государственного театра оперы и балета им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова. Свою балетную карьеру к тому времени гениальный танцовщик уже завершил и выступил в театре в качестве дирижера на балете «Щелкунчик». Тогда же Нуриев дал согласие на то, чтобы казанский фестиваль классического балета носил его имя.
Выставка Александра Акилова «К солнцу»
На втором этаже Галереи современного искусства ГМИИ РТ располагается выставка Александра Акилова «К солнцу».
Выставка Александра Акилова «К солнцу»

Александр Акилов не только живописец, но и фотограф, автор документальных фильмов. Где бы ни находился художник, он неизменно повествует своим творчеством о Таджикистане.
Выставка Александра Акилова «К солнцу»

Акилов пишет тенистые улицы и дворы старого Душанбе, горные пейзажи, кишлаки на склонах. В его работах шум горной реки, спор ярких солнечных бликов и резких теней, щебет ночных птиц, заполняющий тишину, плавная и одновременно ритмичная музыка – отражение характера местных жителей.
Выставка Александра Акилова «К солнцу»

Выставка Александра Акилова «К солнцу»

Выставка Александра Акилова «К солнцу»

На выставке экспонируется около шестидесяти живописных произведений Александра Акилова разных лет.
Выставка Александра Акилова «К солнцу»

Отдельная часть экспозиции посвящена фотографической серии «Душанбе – Таджикистан 1970–1980».
Выставка Александра Акилова «К солнцу»

Выставка Александра Акилова «К солнцу»

Выставка Александра Акилова «К солнцу»

Также специально к выставке подготовлен фильм, смонтированный А. Акиловым из фрагментов документальных съемок, проведенных в Таджикистане в 1980–1990-х годах.
Александр Акилов родился в 1951 в Душанбе. Там же в 1971 окончил Республиканское художественное училище имени М. Алимова, а в 1977 — художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. В 1990-х Акилов покинул Таджикистан. Однако каждый год на несколько месяцев он возвращается на родину. Именно там он черпает вдохновение для своих произведений. Начиная с 1974 А. Акилов принимает участие в многочисленных выставках, республиканских, всесоюзных и зарубежных. Персональные выставки проводились в Москве, Таджикистане, Великобритании, Франции.
Выставка Александра Акилова «К солнцу»

Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном музее искусства народов Востока (Москва), Картинной галерее Калмыкии (Элиста), Музее-заповеднике Плёс, Национальном музее им. Бехзода (Душанбе), а также в частных коллекциях в Таджикистане, России, США, Швеции, Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, Японии.
Выставка Александра Акилова «К солнцу»

По загадочности и внутренней глубине, особенной музыкальности и поэтичности его работы созвучны произведениям русского и европейского символизма, несмотря на то, что между ними дистанция величиной в столетие. Внимательному зрителю не могли не запомниться созданные художником тонкие и изысканные по цвету, лиричные и в то же время таинственные образы. Сочетания яркого солнечного света и причудливых теней рождают нереальное, но удивительно гармоничное пространство. Предметы, деревья, люди существуют в особом мире, как будто сотканном из снов и воспоминаний.
Выставка Александра Акилова «К солнцу»

Его работы самобытны и мистичны. Даже при кажущейся простоте композиции они заставляют задуматься.
Памятник Баки Урманче
Памятник Баки Урманче — это бронзовая статуя, расположенная в историческом центре Казани и отдающая честь выдающемуся скульптору, художнику и фотографу Баки Урманче. Памятник установлен посреди живописного сквера, который также назван в честь Урманче.
Памятник Баки Урманче

Торжественное открытие этого памятника состоялось в феврале 1997 года — в день столетнего юбилея Баки Урманче.
Памятник Баки Урманче

Автором статуи выступил прославленный скульптор-монументалист и заслуженный деятель искусств Татарстана Махмут Гасимов. Бронзовый Урманче изображен сидящим на скамье, одетым в фартук скульптора. Памятник поражает своей искусностью и тончайшей проработкой мелких деталей. Вокруг статуи растут берёзы и разбиты цветочные клумбы.
Памятник Баки Урманче

В целом, памятник Баки Урманче является очень приятной достопримечательностью Казани. Сам Урманче прожил в Казани немало лет, и этот город очень повлиял на его творчество.
Памятник Баки Урманче

Баки Урманче родился 23 февраля 1897 года в деревне Куль-Черкен Казанской губернии (ныне Буинский район Татарстана) в семье имама и вышивальщицы. Профессия матери, связанная с народными промыслами, сказалась на становлении маленького Урманче.
В десять лет Баки приезжает в Казань, чтобы научиться хорошо рисовать, но в медресе рисованию не учили, а поступить в художественную школу ему не удалось. Баки Урманче много ездил по стране — был шахтёром Донбасса, учителем на Тамбовщине, рабочим Надеждинских заводов на Урале, во время первой мировой войны служил в Средней Азии. Только после Октябрьской революции, в 1918 году, получает первые уроки рисования. Тогда он работал школьным инспектором в Глазове и посещал местную художественную студию. Баки Урманче стал первым татарским художником, который получил высшее профессиональное образование. В начале это были казанские художественные мастерские, а затем Высшие художественно-технические мастерские в Москве.
Он становится завучем и преподавателем Художественной школы в Казани, а затем её руководителем. Пишет собственные картины, организует художественно-керамические мастерские, делает иллюстрации и читает лекции. В 1929 году Баки Урманче попадает под первую волну сталинских репрессий и со своим младшим братом отправляется в ссылку в Соловецкий лагерь особого назначения. Вернулся он оттуда один через пять лет. Из Казани переезжает в Москву, где его принимают в Союз художников СССР.
В 1934 году принимает участие в первой выставке молодых художников России. В 1941-1956 годах Баки Урманче работал в Казахстане, где им было создано большое количество картин и скульптур. В 1958 году работает над оформлением Декады татарского искусства и литературы в Москве. В 1957 году Урманче возвращается на родину в Казань. Здесь он получает новую волну вдохновения и создаёт картины и скульптуры совсем нового качества. В Казани создаются основные скульптурные работы, портреты деятелей татарской культуры. В том числе в 1976 году он завершает Тукаевский комплекс, посвященный поэту Габдулле Тукаю. Умер Баки Урманче в возрасте 93 лет 6 августа 1990 года, и уже при жизни стал классиком татарского изобразительного искусства.
В 1998 году в Казани на улице Щапова открылся его музей.
Выставка «Шагай левой!»
В Галерее современного искусства ГМИИ РТ работает выставка «Шагай левой!». К 100-летию начала формирования коллекции авангарда ГМИИ РТ.
Выставка «Шагай левой!»

Коллекция авангарда начала формироваться в 1920 г., после того, как был реорганизован Казанский научно-промышленный музей в Центральный музей Татарской АССР. Большую роль в формировании собрания современного русского искусства сыграли Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины и Государственный художественный фонд Отдела изобразительных искусств Наркомпроса РСФСР. В 1920 году ими были переданы в Казань художественному отделу музея целый ряд произведений ведущих русских художников, представляющих, в первую очередь, новейшие художественные течения.
Выставка «Шагай левой!»

Это было частью грандиозного плана Отдела ИЗО Наркомпроса по созданию в стране музеев живописной культуры — первых в мировой художественной практике музеев современного искусства.
Выставка «Шагай левой!»

В Казани, как и в целом по стране (за исключением Москвы), специальный музей создан не был, а поступления влились в состав уже существующего Городского музея. Именно эти поступления — живописные работы ведущих русских авангардистов — составили ядро казанской коллекции русского авангарда. Работы были показаны на Первой государственной выставке искусства и науки в Казани в 1920 г. в здании Казанской художественной школы.
Выставка «Шагай левой!»

Расширение музейной коллекции русского авангарда происходило во второй половине 1920-х — начале 1930-х гг. В 1930 г. из Государственного Русского музея был передан ряд живописных произведений, в том числе Н. И. Альтмана, Н. И. Кульбина. В 1932 г. из Государственной Третьяковской галереи поступили работы М. Ф. Ларионова и В. В. Кандинского.
Выставка «Шагай левой!»

Следующий этап формирования коллекции связан с реорганизацией музея в 1958 г., когда художественный отдел (Картинная галерея) приобрёл статус самостоятельного Музея изобразительных искусств и позже, в 1967 г., переехал в собственное здание. Рубеж 1950 — 1960-х гг. был критическим для коллекции русского авангарда — ряд работ был списан, как не отвечающий идеологии соцреализма, однако музейным сотрудникам удалось сохранить лучшую часть коллекции, а списанные работы, сохранённые молодым научным сотрудником А. И. Новицким, в 1990 — 1992 гг. были возвращены музею.
Выставка «Шагай левой!»

Либеральные 1970 — 1980-е гг. стали периодом активных закупок произведений у наследников мастеров русского авангарда. В 2016 г. коллекция музея пополнилась также работами А. Родченко и В. Степановой.
Выставка «Шагай левой!»

На рубеже 1910 — 1920-х гг. начала формироваться также коллекция произведений казанского авангарда, которая появилась изначально как собрание работ преподавателей и учащихся Казанских государственных свободных художественных мастерских. На это время пришелся расцвет графической школы. В 1920–1930-е гг. из-за ликвидации мастерских и потери здания, многие работы пропали. К сожалению, казанский авангард сохранился фрагментарно.
Выставка «Шагай левой!»

После 1950-х гг. коллекция его значительно пополнилась произведениями, переданными в музей либо самими художниками, либо членами их семей.
Выставка «Шагай левой!»

О высоком качестве казанской коллекции русского авангарда говорит то, что ее произведения неизменно востребованы на многих крупнейших выставках русского авангарда, проходящих в России и за рубежом.
Выставка «Шагай левой!»

Выставка «Шагай левой!»
Памятник художникам, погибшим в ВОВ
В Казани у выставочного зала Государственного музея изобразительных искусств РТ (на пересечении улиц Карла Маркса и Муштари) находится памятник художникам, погибшим на фронтах ВОВ.
Памятник художникам, погибшим в ВОВ

Камень из белого мрамора с именами 22 художников раньше был скрыт от широкой публики, находясь на памятной аллее во дворе выставочного зала, за забором.
Памятник художникам, погибшим в ВОВ

Памятник художникам, погибшим в ВОВ

Перенесли памятник на пересечение улиц Карла Маркса и Муштари в 2015 году, в преддверии празднования 70-летия Победы.
Памятник художникам, погибшим в ВОВ

Идея проекта принадлежит председателю Татарстанского отделения Союза художников России — Виктору Аршинову. Автором дизайна памятника и исполнителем стал заслуженный деятель искусств РТ Фарит Валиуллин.
«Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом жизни и работы советских людей в годы ВОВ. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом. Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
Памятник художникам, погибшим в ВОВ

В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Д. Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу. Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».
Памятник художникам, погибшим в ВОВ

Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!»
Памятник художникам, погибшим в ВОВ

Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий.
В тяжелые дни блокады художники Ленинграда ни на один день не прекращали работы. О мужестве, необычайной силе воли, исключительном упорстве и терпении ленинградцев, героически переносивших непомерные тяготы жизни в условиях осажденного города, рассказывали они в своих полотнах.
Годы Великой Отечественной войны явились одним из значительных этапов в истории советского искусства. В этот период окрепла общественно-политическая сила нашего искусства, его коммунистическая идейность и народность. Советские художники своим боевым искусством внесли достойный вклад в общее дело разгрома врага.