| Автор блога: | Зайнап Валиахметова |
|
Ф. Шаляпин был оперным певцом.
Памятник Ф. Шаляпину установлен на пешеходной улице Баумана перед отелем «Шаляпин», недалеко от церкви, в которой он был крещен. Автор «бронзового Шаляпина» - скульптор А. Балашов. Памятник был торжественно открыт в 1999 году, к 125-летию со дня рождения Шаляпина. Памятник, открытый в Казани, оказался первым памятником Шаляпину в мире. Моё мнение- красивый и большой памятник.
Зайнап Валиахметова
5 апреля 2023
+1
201
6 комментариев
|
|
Ильхам Шакиров является настоящей легендой эстрады. Это выдающийся представитель культуры Татарии, который создал свою вокально-исполнительскую школу. Он обладал уникальной манерой исполнения народных песен. В его репертуаре были произведения музыкального искусства казахского, узбекского, азербайджанского, каракалпакского, башкирского народа. самого раннего возраста, вдохновленный местными красотами, мальчик любил петь и танцевать. Несмотря на голодное детство, Ильхаму удавалось замечать уникальные пейзажи татарии, восхищаться соловьиным пением. Шакиров часто вспоминал, как в военные годы на новогоднем утреннике во время его выступления плакала мать и женщины в зале. Мать даже ругала сына за печальные песни, которые любил исполнять сын. Все считали, что этим он может призвать в семью беду. Жители деревни не одобрительно относились к мальчику и никто не принимал в серьез его увлечение. Ильхам вырос очень закрытым юношей. Ему очень хотелось стать прокурором. Потом мальчик поменял свои планы, у него появилось желание учиться на педагога. Несмотря на то, что Ильхаму учеба в школе давалась легко, он не прошел отбор по причине:» сын врага народа». Певцу от много пришлось отказаться, чтобы посвятить свою жизнь творчеству. Он стал плотно заниматься фольклором, вел исследования народных песен, изучал различные жанры. В 1960 году он стал солистом в Татарской государственной филармонии. В его исполнении звучали многие, как народные, так и современные эстрадные песни на татарском языке. Репертуар артиста был наполнен произведениями и на других языках. Уникальным баритоном певец исполнял арии и романсы, собирая миллионы слушателей по всему Советскому Союзу. Он даже слегка сердился, когда про него говорили «живая легенда». Шакиров долгие годы был художественным руководителем филармонии и давал уроки вокала. Друзья вспоминали, что он очень трепетно относился к талантливым исполнителям помогал молодежи. Умер Ильхам Шакиров на 84 году жизни после продолжительной болезни. До последних дней рядом с ним был его личный помощник Ильхан Хазиев. |
|
В территории Казанского Кремля, прямо под открытым небом, можно найти необычную выставку "Мелодия камня". Это работы разных скульпторов из Турции, Азербайджана,России и Украины по тюркской пластике. Все скульптуры разные, выполнены из одного и того же камня. Можно по долгу вдумчиво смотреть на них, изучать, разглядывать и осмысливать.
Символично исполнение замысла известного казанского мастера Ильдара Ханова. Его работу «Крест человечества», задуманную ещё в конце семидесятых годов, выполнил выпускник Казанского филиала Суриковского института Фаниль Валиуллин. Эта небольшая композиция, похожая на хаотично несущий вверх вихрь, требует ощупывания пластических форм в гипнотическом ритме выпуклостей и углублений. Скульптура таит в себе огромную концентрированную энергию, повышенное ощущение жизни. Внимательно разглядывая, увидишь в ломаных и резких линиях очертания двух гармонично переплетённых фигур, единение мужского и женского начал, рождение божественного союза, породившего всё живое. И в то же время «Крест человечества» Ильдара Ханова - это метафора жизненного пути, изобилующего неожиданными поворотами и препятствиями, метафора поиска сокровенной мудрости. Живой непосредственностью и плавным ритмом движения привлекает небольшая скульптура «Мелодия» («Моң») казанца Рустама Габбасова. Это гротесковая фигура музыканта, играющего на курае, выразительная с разных точек зрения. Магия музыки воспроизведена в этом образе с захватывающей силой. Скруглённая фигура кураиста напоминает графику, наполненную объёмом с гладко обработанной поверхностью. Если «Мелодию» можно созерцать по кругу, как бы повторяя ритм круговращения Вселенной. |
|
Старая Проломная аптека на ул. Баумана - это семейная реликвия. И связана с этим легендарным зданием удивительная 150 летняя история, которая тесно связана с фамилией Бренинг. Здание Аптеки с красивым кованым балкончиком и старинными часами пережило и революцию, и войны, и несколько реставраций. Семья Бренингов жила в квартире над аптекой вплоть до 2012 года, пока аптеке, памятнику истории и культуры республиканского значения, не потребовался капитальный ремонт. Сейчас аптека выглядит ровно так, как в 1913 году, — ее фасады украшает лепнина, а над входом висит двуглавый орел. В Казани живет наследница семьи Бренингов — Татьяна Арнольдовна, потомственный музыкант. в «квартире Бренингов, где представлены уникальные вещи семьи – старинная мебель, аптечная утварь, фотографии и картины. Как гласят архивные документы, дом на Большой Проломной улице (ныне Баумана) был построен в 30-х годах XIX века. Его первой владелицей была жена титулярного советника Анна Имгиенецкая, потом дом был продан Наталье Антроповой, по второму мужу Жуковской. В то время на первом этаже дома, возможно, был аптекарский магазин или склад, его и купил Иоганн Бренинг, открыв 16 февраля 1867 года в Казани «шестую вольную аптеку». После реставрации на фасаде здания появилась вывеска «Аптека на Проломной», а знаменитые часы над центральным входом вновь пошли. Аптека Иоганна Бренинга на протяжении многих лет считалась лучшей в Казани, а в 1916 году заняла первое место в городском конкурсе.После смерти Иоганна Бренинга аптеку унаследовал его сын Арнольд. По одной из версий, часы на здании аптеки (это часы санкт-петербургской компании Фридриха Винтера) появились в 1913 году, когда Арнольд Иоганнович Бренинг женился. Будто бы он еще и говорил: «Вот меня не станет, а часы над входом останутся». В 1937 году Арнольда Бренинга арестовали по ложному доносу. В том же году расстреляли.. А аптека в здании продолжала работать, и казанцы по старинке продолжали называть ее «аптекой Бренинга», хотя после революции она стала государственной.Любимые часы Арнольда Бренинга на фасаде здания исправно ходили вплоть до 2012 года. Они даже били: приятный бой часов был слышен и внутри аптеки, и на улице - вблизи от ее центрального входа. После первого этапа реставрационных работ в здании аптеки, начатых в 2012 году, накануне Универсиады, старинные часы бить перестали. А потом перестали и ходить. И вот спустя пять лет они снова ходят. И даже бьют. А внутри аптеки воссоздан интерьер прошлой эпохи.. |
|
Богоявленская колокольня — самая высокая колокольня Казани. Её высота — 74 метра. Долгое время она была самым высоким сооружением города. Сегодня колокольня стала своеобразным маяком для заблудившихся туристов: где красная башня, значит там центр Казани, пешеходная Баумана. Богоявленскую колокольню видно практически с любой точки центральной части города. Видно ее и с Булака, и с университетского холма, и с улицы Петербургской. Деньги на строительство колокольни завещал казанский купец Иван Семенович Кривоносов, жизнь которого была связана с примыкающим собором: здесь он венчался, здесь крестили его сына, тут же прихожане Богоявленского собора единогласно избрали Кривоносова старостой православной общины. Много лет купец был церковным старостой и привык заботиться об общине — Иван Кривоносов жертвовал на благотворительность, помогал детским приютам, несколько раз вызывался быть попечителем Александровской больницы (ныне клиника Вишневского), содержал на свои средства богадельню на 20 человек для одиноких бедных стариков. В завещании он позаботился обо всех своих подопечных: учредил стипендии для обучения бедных детей в мужской и женской гимназиях, стипендии для Александровского детского приюта. Купец оставил деньги на постройку нового приемного покоя для Александровской больницы, поэтому стало возможным постоянное содержание одной койки для стариков из Кривоносовской богадельни. А своей церковной общине он завещал 35 тысяч рублей, из них 25 тысяч — на строительство новой колокольни. 17 августа 1897 года строительство завершили. В этот же день подняли позолоченный крест весом 17 пудов. На звонницу сначала повесили старые колокола, позднее их заменили на новые, более тяжелые. Колокольня имеет большой вес – более 12 тысяч тонн, поэтому у нее мощные, глубокие фундаменты. В нижнем ярусе Богоявленской колокольни – сквозной проход, ведущий к Богоявленскому собору. По бокам от прохода располагались церковная лавка, помещение для собеседования со старообрядцами и парадная лестница, ведущая на следующий ярус, где располагался маленький храм Иоанна Предтечи. На колокольне было 2 яруса звонов. Завершается колокольня главкой из луженой стали, на граненом барабане, с позолоченным крестом. Кирпичная кладка богато декорирована, в ней сочетаются и обычный и лекальный кирпич, много арочных проемов, кокошников, сандриков, полуколонок и аркатурных поясов. |
|
Музей Пушечного двора – структурное подразделение Музея-заповедника «Казанский Кремль», располагается в здании, где в XVII веке находилась литейная мастерская Артиллерийского двора. Основой экспозиции музея является литейная яма, обнаруженная в ходе реставрационных работ в конце 1990-х годов. В литейной яме сохранена кирпичная кладка XVII–XVIII веков, представлена реконструкция основных этапов создания глиняной формы для литья пушек и вертикальные формы для отливки. В музее на постоянной основе проводятся обзорные и тематические экскурсии, мастер-классы, квесты, викторины и другие культурно-образовательные программы, рассчитанные для всех возрастных категорий. |
|
Храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы (Пятницкая церковь, храм Параскевы Пятницы) — приходской храм Казанской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Казани, в непосредственной близости от Казанского кремля. |
|
В этом музии история татарского народа. Очень интересные экспонаты, бюст татарских ханов. Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан - структурное подразделение Музея-заповедника "Казанский Кремль", располагается в здании бывшей Дворцовой церкви, в самой древней части Казанского Кремля. На первом этаже музея проходят временные выставки, а на втором расположена постоянная экспозиция. Музей посвящен истории становления государственности, религии и традициям татарского народа. Экспозиция музея охватывает период более 2000 лет и знакомит с предметами материальной и духовной культуры татар и их предков. Этот уголок про жизнь Татарстана мне особенно понравилась. Татарстан в разные года. В Экспозиции представлены реконструкция трона казанских ханов, чешская монета Х века, одно из многочисленных свидетельств тысячелетней истории Казани, образцы письменности татар, выполненные арабской графикой и другие уникальные экспонаты. На стендах можно прочитать информацию на трех языках: русский, татарский и английский. В музее активно используются интерактивные технологии: инсталляции, сенсорные экраны и аудиоточки. Самое интересное-мини-кинозал, можно сесть в кресло, где с двух сторон находятся колонки, слушать и смотреть на экран, где вам покажут небольшой фильм и за несколько минут вы узнаете об истории Татарстана. А в заключительном зале на стендах висят фотографии и экраны с видеосюжетами, на которых можно увидеть, как активно работал бывший президент и работает действующий президент Татарстана. р |
|
Ещё одно красивое и историческое здание на улице Баумана - это здание Государственного банка.
Истрия динамичного развития Казанского отделения Госбанка в дореволюционный период связана с деятельностью целой плеяды замечательных управляющих. Все девять, от самого первого — В. П. Безобразова до последнего — И. А. Тихенко, были образованными, деятельными организаторами финансового дела, удостоенными высоких наград. В 1911 году в Петербурге принимается решение о постройке нового здания Казанского отделения Госбанка. Городские власти выделили место под строительство на одной из центральных магистралей — на торгово-деловой улице Большой Проломной. Ныне это улица носит имя революционера Николая Баумана. На месте будущего здания находился двухэтажный кирпичный дом, где в 30-х годах XIX века размещалась вторая мужская гимназия, а в 1846-1856 гг. здесь провел последнее десятилетие свой жизни великий русский ученый-математик Н.И.Лобачевский. Этот дом был снесен. Несколько соседствующих с ним домов были также куплены Госбанком и снесены. Но из-за неуступчивости одного из владельцев близлежащего, подлежащего сносу, здания, проект пришлось переделать. Здание получилось асимметричным, с одним левым крылом. Проектировала и строила здание групп специалистов: архитекторы Ф.П.Гаврилов и А.Г.Сапунов, инженер Трифонов. Здание строилось в 1914-1915 годах. Оно возведено из местных пильных камней – известняков и доломитов, с прекрасной внешней и внутренней отделкой, отличалось строгостью форм и хорошим художественным вкусом архитекторов. Было закуплено прекрасное, на уровне мировых стандартов того времени банковское оборудование, помещения защищены сигнализацией, установлены современные средства связи. Двухэтажное здание на улице Баумана в стиле неоклассицизма с элементами модерна построено в 1912-1914 годы. Главный вход акцентируется наружной широкой парадной лестницей с двумя круглыми каменными светильниками и ризалитами, которые образуют нишу, перекрытую антаблементом двухколонного портика. Ниша завершается аркой полуциркульного свода, вписанной в тимпан фронтона. Между окнами первого и второго этажа в нишах размещены барельефы. В 1996 году здание реконструировалось, тогда же было построено правое крыло. Здание является памятником архитектуры. В 1917-1918 здесь хранилась часть золотого запаса России. |
|
Ахметзянов, Юнус Ахметзянович — известный кулинар, автор многочисленных книг по кулинарии, заслуженный работник торговли РСФСР. На улице Баумана в Казане есть вот такой красивый дом - дом татарской кулинарии, на это здание установлено мемориальная доска Юнуса Ахметзянов. Исполком Казгорсовета принял решение о постройке Дома татарской кулинарии в начале 1967 года. Уже в 1968-м на углу улиц Астрономической и Баумана появилось здание-аквариум: железобетонный куб c большим количеством окон. Проектом занимался член Союза архитекторов СССР Менир Яваев совместно с инженером Тарховой. Вся их работа проходила под руководством главного архитектора Казани тех лет — Мунира Агишева. Торжественное открытие ДТК состоялось в 1969 году: на первом этаже располагались кафе на 120 посадочных мест и магазин «Кулинария». На втором — банкетный зал на 60 персон, а на третьем — небольшое помещение на 20 посетителей. По рассказам очевидцев, желающих попробовать татарскую кухню было много — люди выстроились по всей улице Баумана. Возглавлял Дом татарской кулинарии легендарный шеф-повар Юнус Ахметзянов. Он проработал с первого дня открытия Дома и до конца своей жизни, с 1969-го по 1984 год. Благодаря ему национальная татарская еда с кухонь домов и квартир перебралась в кафе и рестораны, а чуть позже даже оказалась на Олимпиаде 1980 года. |