Благовещенский собор - самое старинное сооружение на территории Казанского кремля
Этот главный кафедральный собор города помнит многих знаменитых гостей Казани. Были в нем и известные литераторы - А. С. Пушкин; А. Н. Радищев, В. Г. Короленко; молились в нем и посещающие Казань царственные особы - Петр Первый, Павел Первый, Екатерина Вторая, Николай Первый, Александр Второй и Александр Третий. В церковном хоре храма звучал голос Федора Шаляпина. А сам Иоанн Кронштадтский проводил здесь божественную литургию.
История создания Благовещенского собора
4 октября 1552 г., торжественно въехавший в покоренную Казань Иван Грозный в связи с радостным событием - окончанием многолетней борьбы между Русским государством и Казанским ханством – велел соорудить несколько храмов на территории бывшей ханской резиденции. Так, практически в один день, были основаны Спасская церковь, Церковь св. Киприана и Устиньи и Благовещенский храм.
После взятия Казани мусульманская архитектура кремля была заменена на православную
Место для будущего кафедрального собора Иван Грозный выбирал лично. Главный храм должен был находиться в северной части Казанского Кремля, напротив дворца татарских ханов и намеченных к снесению мусульманских мечетей. Русский царь собственными руками установил крест там, где должен был находиться алтарь собора. Всего три дня ушло на строительство первого деревянного храма Благовещения Пресвятой Богородицы, после чего в присутствии царя его и освятили.
Спустя 9 лет, взамен деревянного храмового строения, началось сооружение каменного собора, существующего и поныне. На его строительство прибыло в Казань множество псковских каменных дел мастеров. Приехали сюда и известные Иван Ширяев и Постник Яковлев, построившие знаменитый храм Василия Блаженного. Новый каменный православный собор строился по образцу Успенского собора, сооруженного в московском Кремле. Строительство шло быстрыми темпами, и уже в августе 1562 года состоялось его освящение первым Свияжским и Казанским архиепископом Гурием. Впоследствии мощи Св.Гурия, помещенные в серебряную раку, стали главной святыней храма с 1630 по 1918 гг.