В дни новогодних каникул мы посетили интересный спектакль
Яркий во всех смыслах спектакль "Конек-Горбунок от Ек до Ок" мы посетили в казанском Театре юного зрителя. Облачив актеров в футуристические неоновые костюмы, 27-летний московский режиссер Максим Иванов словно "оцифровал" сказку Ершова и она превратилась в подобие компьютерной игры.
Первую минуту зрители сидят в полной темноте. Наконец, на сцене возникает неоновый коридор под знакомые всем с детства строчки "За горами, за лесами, За широкими морями…". Однако все ассоциации, которые неизбежно они вызывают, приходится "отключить". Никаких, пасторалей, узорчатых теремов, кафтанов и сарафанов. Звучит электронный джаз и из мрака выныривают светящиеся фигуры. Внешность персонажей очерчена схематично. Идентифицировать в них старика и трех сыновей помогает авторский текст. Также обстоит дело и с другими героями сказки. Все предельно развоплощены - только силуэты, контуры. Поскольку лиц актеров не видно, на первый план выступает пластика, хореография. Они много двигаются, танцуют. Каждую реплику приходится "иллюстрировать" всем телом. Причем действия гротескны, нарочито избыточны, как у клоунов или скоморохов. Кроме того артисты могут управлять световым орнаментом на своих костюмах. Например, когда Иван влюбляется в Царь-девицу, у него на груди загорается розовая спираль.
Да, и заканчивается спектакль в лучших традициях жанра киберпанк. Главный герой, окунувшись в три котла, превращается в обычного молодого человека при костюме и галстуке. Его примеру следует Царь-девица. Неоновые аватары сброшены, матрица побеждена, игра окончена. Добро пожаловать в реальность.