ГлавнаяБЛОГИКультурная среда

Новые записи
«Культурная суббота. Краеведение»
«Культурная суббота. Краеведение»
23 июня 2025 - Полина Алексеева 0 +1
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 1 +1
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 1 +1
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+5206 RSS-лента RSS-лента

Культурная среда

Автор блога: Ралина Гилазутдинова
Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина
Музей был открыт 19 марта 1940 года. Реконструкция здания и музея была проведена в 2016 году. Новая экспозиция состоит из двух разделов: «Писатель – эпоха – герой. Жизненный и творческий путь А.М. Горького» на 1 этаже мемориальной части здания, раздел «Ф.И. Шаляпин и Казань» на 2 этаже музея. Обособление шаляпинского раздела, начатое с предыдущей экспозиции 1988 г., при последней реэкспозиции ставило задачи более масштабного экспонирования материалов по Ф.И. Шаляпину и представления фактически двух музеев в едином комплексе здания.
При этом в шаляпинском разделе присутствует формат, характерный для литературного музея, и развивается тема, представляющая материалы о дружбе А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина, представляются литературные опусы Ф.И. Шаляпина («Страницы из моей жизни» 1917, «Маска и душа» 1932). А самое главное, горьковский и шаляпинский разделы связаны темой Казани, ролью города в судьбах писателя и артиста. При разработке концепта экспозиции было решено, что помимо акцентирования казанской темы в биографии и творчестве обоих «героев», будет охвачен и весь их жизненный и творческий путь. Экспозиция подготовлена сотрудниками музея в соавторстве с известным казанским художником И.А. Хасановым при содействии сотрудников Национального музея РТ.
Создание инсталляционных комплексов помогло решить задачу аттрактивности – создания эффекта присутствия на экспозиции, погружения в эпоху, время. Применение мультимедийных средств также способно заинтересовать посетителя музея. Для юных посетителей создана станция «Горьковские места Казани», а для подростков - станция «Казань в произведениях А.М. Горького», где 21 произведение писателя закачено в планшет в формате книги, вмонтированный в стол на инсталляции «Марусовка».
Оба раздела используют видеопроекции: в первом демонстрируется видеоряд из фото и кадров кинохроники, общая мысль которой – величие и значение Горького для современности, а во втором звучит голос великого артиста и демонстрируется иконография образов Ф.И. Шаляпина.
Особый интерес вызывает, как и в экспозициях прошлых лет, зона мемориальной пекарни, в которой в 1886-1887 гг. работал подручным пекаря А. Пешков (Горький). Здесь все восстановлено по материалам воспоминаний старожилов Казани 1920-х гг., по произведениям и воспоминаниям самого А.М. Горького.
Музей занимает кирпичное здание середины XIX в., где в 1886-87 гг. в пекарне А.С. Деренкова работал А. Пешков. Является памятником истории федерального значения
Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина
Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина
Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина
Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина
Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина
Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина
Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина
Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина
Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина
Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина
Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина
Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина
М. Горький
М. Горький

М. Горький
Родился в Нижнем Новгороде. Сын управляющего пароходной конторы Максима Савватиевича Пешкова и Варвары Васильевны, урожденной Кашириной. В семь лет остался сиротой и жил с дедом, некогда богатым красильщиком, к тому времени разорившимся.

Алексею Пешкову пришлось с детства зарабатывать себе на жизнь, что и побудило писателя в дальнейшем взять себе псевдоним Горький. В раннем детстве служил на побегушках в магазине обуви, затем учеником чертежника. Не выдержав унижений, сбежал из дома. Работал поваренком на волжском пароходе. В 15 лет приехал в Казань с намерением получить образование, но, не имея никакой материальной поддержки, не смог осуществить намерение.

В Казани узнал жизнь в трущобах и ночлежках. Доведенный до отчаяния, совершил неудачную попытку самоубийства. Из Казани переехал в Царицын, работал сторожем на железной дороге. Затем возвратился в Нижний Новгород, где стал писцом у присяжного поверенного М.А. Лапина, много сделавшего для юного Пешкова.

Не удержавшись на одном месте, отправился пешком на юг России, где испробовал себя и на каспийских рыбных промыслах, и на постройке мола, и других работах.

В 1892 г. впервые был напечатан рассказ Горького «Макар Чудра». В следующем году он возвратился в Нижний Новгород, где встретился с писателем В.Г. Короленко, принявшим большое участие в судьбе начинающего писателя.

В 1898 г. А.М. Горький был уже знаменитым писателем. Его книги расходились многотысячными тиражами, а известность распространилась за границы России. Горький автор многочисленных рассказов, романов «Фома Гордеев», «Мать», «Дело Артамоновых» и др., пьес «Враги», «Мещане», «На дне», «Дачники», «Васса Железнова», романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина».

С 1901 г. писатель начал открыто выражать сочувствие революционному движению, что вызвало негативную реакцию правительства. С этого времени Горький не раз подвергался арестам и гонениям. В 1906 г. он уехал за границу в Европу и Америку.

После свершения октябрьского переворота 1917 г., Горький стал инициатором создания и первым председателем Союза писателей СССР. Он организовывает издательство «Всемирная литература», где получили возможность работать, тем самым спасшись от голода, многие литераторы того времени. Ему же принадлежит заслуга спасения от ареста, гибели представителей интеллигенции. Часто в эти годы Горький был последней надеждой преследуемых новой властью.

В 1921 г. у писателя обострился туберкулез, и он выехал для лечения в Германию и Чехию. С 1924 г. жил в Италии. В 1928, 1931 г. Горький ездит по России, в том числе посетил Соловецкий лагерь особого назначения. В 1932 г. Горького практически вынудили вернуться в Россию.

Последние годы жизни тяжело больного писателя были, с одной стороны, полны безграничного восхваления – еще при жизни Горького его родной город Нижний Новгород был назван его именем – с другой, писатель жил в практической изоляции под постоянным контролем.

Алексей Максимович был женат многократно. Первый раз на Екатерине Павловне Волжиной. От этого брака имел дочь Екатерину, умершую во младенчестве, и сына Максима Алексеевича Пешкова – художника-любителя. Сын Горького неожиданно умер в 1934 г., что породило предположения о его насильственной смерти. Смерть самого Горького через два года так же вызвала подобные подозрения.

Второй раз женат гражданским браком на актрисе, революционерке Марии Федоровне Андреевой. Фактически третьей женой в последние годы жизни писателя стала женщина с бурной биографией Мария Игнатьевна Будберг.

Умер недалеко от Москвы в Горках, в том же доме, где умер В.И. Ленин. Прах находится в Кремлевской стене на Красной площади. Мозг писателя был отправлен в Московский институт мозга для изучения.
Храм Василия Блаженного
Необычайно красивый храм Василия Блаженного, или Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, красующийся на Красной площади, — один из самых известных архитектурных памятников Москвы. При виде многоцветного храма, маковки которого одна краше другого, иностранцы восхищенно ахают и хватаются за фотоаппараты, ну а соотечественники гордо заявляют: да, вот он какой — величественный, нарядный, устоявший даже в сложное для всех церквей советское время.
Относительно последнего факта существует даже историческая байка. Якобы, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади, Каганович смахнул со схемы модель храма, освобождая место для демонстраций трудящихся, на что генсек строго ответил: «Лазарь, поставь на место». Было так или не было, но храм один из немногих тогда уцелел и на протяжении второй половины 20 века постоянно реставрировался.
Покровский собор был возведен в 1565—1561 гг. по указу Ивана Грозного, давшего обет в случае успешного взятия Казани построить в память об этом событии церковь. Храм состоит из девяти церквей на одном фундаменте и колокольни. Главную столпообразную церковь в честь Покрова Божией Матери с шатром, увенчанным маленькой главкой, с четырех сторон окружают осевые церкви, между которыми устроены еще четыре — поменьше. Шатровая колокольня построена позже, в 1670-х гг.
Сегодня собор — и храм, и филиал Исторического музея одновременно. В 1990-м возобновлены богослужения. Архитектура, внешнее декоративное убранство, монументальная живопись, фрески, редкие памятники русской иконописи — все это делает собор уникальным по красоте и значению храмом России. В 2011 году собору исполнилось 450 лет, в течение всего лета проводились юбилейные мероприятия, к памятной дате были открыты недоступные ранее для посещения приделы, устроена новая экспозиция.
Храм Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей военной истории «Стрелецкие палаты» расположен в здании палат Титовых, памятнике архитектуры XVII-XVIII веков, чьи интерьеры и фасад по сей день сохранили исторический облик. Первым хозяином палат был думный дьяк Разрядного приказа, приближенный царя Алексея Михайловича Семен Степанович Титов, в честь которого здание и получило свое название. Однако его семья владела домом только до середины XVIII века, в дальнейшем же владельцы здания постоянно менялись, а в 1930-1940-е годы здесь расположились коммунальные квартиры, в которых поселились люди, работавшие обслуживающим персоналом в Доме Писателей, построенный рядом чуть ранее. В 2014-м году в здании палат открылись выставочные залы, а уже в ноябре 2015-го года здесь открылся музей военной истории Российского военно-исторического общества «Стрелецкие палаты».
Полноправными хозяевами Стрелецких палат являются стрельцы, которым посвящены основные экспозиция музея. Мультимедийные экспозиции «Московские стрельцы» и «Служилые люди государства Московского» рассказывают историю первого регулярного войска Руси и развития отечественных вооруженных сил в XVII веке. На экспозициях представлены предметы вооружения, редкие архивные документы, масштабные инсталляции и макеты, реконструкции обмундирования, дополненные художественными росписями и мультимедийными панорамами. Каждый сможет почувствовать себя настоящим стрельцом, заряжая мушкет, осваивая игру на барабане или письмо по древнерусским канонам. Также в «Стрелецких палатах» проходят выставки на военно-историческую тематику, регулярные мероприятия.
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»

Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Диарама "Штурм Берлина"
"Штурм Берлина"
Главным композиционным центром диорамы (автор - народный художник РФ В.М. Сибирский) выбрана северо-восточная часть парка Тиргартен с рейхстагом. Сюда 29 апреля 1945 г., сломив сопротивление немецко-фашистских войск, вышли передовые части 79-го стрелкового корпуса 3-й Ударной армии - 150-я стрелковая дивизия генерал-майора В.М. Шатилова и 171-я стрелковая дивизия полковника А.И. Негоды. Художник воспроизводит не только завершающий этап войны, но и отдельные героические подвиги советских воинов. В траншее мы видим полковника Ф.М. Зинченко с сержантом М.А. Егоровым и младшим сержантом М.В. Кантария, в руках одного из них - Знамя Победы, которое ранним вечером 30 апреля будет вооружено на крыше рейхстага. Всего советскими воинами на рейхстаге было установлено более 50 знамен и флагов.
1 мая 1945 г. части 3-й Ударной и 8-й Гвардейской армий штурмовали рейхстаг. 2 мая к 15 часам сопротивление противника полностью прекратилось, остатки берлинского гарнизона сдались в плен. В ночь на 9 мая в пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Диарама "Штурм Берлина"
Диарама "Штурм Берлина"
Диарама "Форсирование Днепра"
"Форсирование Днепра"
В основу сюжета диорамы (автор - народный художник РФ В.К. Дмитриевский) положено форсирование реки Днепр в сентябре - октябре 1943 г. на киевском направлении. Выйдя к Днепру, советские войска с ходу приступили к форсированию могучей реки. Используя любые подручные средства, преодолевая ожесточенное сопротивление врага, части Красной Армии переправлялись через Днепр и захватывали плацдармы на его правом берегу.
Широкой гладью величественного Днепра диорама как бы поделена на две части. В левой, освещенной ярким солнечным светом, изображены заднепровские дали. Оттуда, с востока, идет свет надежды освобождения. Но чем ближе к западу, тем темнее становятся тона. Картины жизни и смерти перемешались: идет бой не на жизнь, а на смерть за каждую пядь земли. Автор диорамы - участник Великой отечественной войны - считает эту переправу обобщенным образом всех днепровских переправ. Он отдает дань памяти и уважения тем, кто сражался, был ранен или пал в сражении при форсировании великой и могучей реки.
Диарама "Форсирование Днепра"
Диарама "Форсирование Днепра"
Диарама "Курская Битва"
"Курская битва"
В основу сюжета диорамы (автор - народный художник РФ Н.С. Присекин) положены исторические события лета 1943 г., завершившие коренной перелом в ходе Великой отечественной войны, - разгром отборных немецко-фашистских войск на Курской дуге.
Посвящая свою работу стратегической операции на Курской дуге, автор берет лишь один ее день - 12 июля 1943 г., когда в районе Прохоровке сошлись в лобовом сражении две танковые армады. С обеих сторон насчитывалось до 1 200 танков и самоходно-артиллерийских установок. Это было одно из самых крупных встречных танковых сражений Второй мировой войны. По словам самого художника, он стремился воспроизвести "гигантский огненный котел на красно-рыжей, как раскаленный металл, земле".
Сражение под Прохоровкой выиграли советские войска. Враг был измотан и обескровлен, по всему Курскому выступу началось его отступление. 5 августа в честь освобождения Орла и белгорода в Москве произведен первый салют. Курская битва завершилась 23 августа 1943 г. взятием Харькова.
Диарама "Курская Битва"
Диарама "Курская Битва"
Диарама "Блокада Ленинграда"
"Блокада Ленинграда"
Эта диорама (автор - лауреат Государственной премии РФ художник Е.А. Корнеев) принципиально отличается от других: здесь нет боев, солдат, танков, порохового дыма. Зритель видит панораму Невы, стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость, справа - канал Грибоедова, Банковский мостик. Этот вид не соответствует реальной топографии, он умышленно скадрирован, чтобы создать образ Великого города, который воспринимается как символ стойкости и героизма защищавших его людей, выдержавших900 дней изнурительной блокады.
На боковых стенах диорамного зала изображены ленинградцы, героически защищавшие свой город. Среди них - поэтесса Ольга Бергольц, композитор Дмитрий Шостакович, писатель Александр Крон.
В смертельной схватке с жестоким врагом, преодолев тягчайшие трудности блокады, ленинградцы выстояли т победили. 27 января 1944 г. небо над широкой заснеженной Невой озарилось цветными огнями салюта в честь полного снятия блокады Ленинграда. Этот эпизод запечатлен на стене аванзала диорамы.
Диарама "Блокада Ленинграда"
Диарама "Блокада Ленинграда"
Диарама "Битва под Сталинградом"
"Сталинградская битва. Соединение фронтов"
В основу сюжета диорамы (авторы - народный художник РФ М.И. Самсонов, заслуженный художник А.М. Самсонов) положено историческое событие - соединение войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов 23 ноября 1942 г. в районе г. Калач и поселка Советский. Художники показали кульминационный момент встречи танкистов 45-й и 69-й танковых бригад 4-го танкового корпуса (командир генерал-майор А.Г. Кравченко) с бойцами 36-й механизированной бригады 4-го механизированного корпуса (командир генерал-майор В.Т. Вольский). На переднем плане изображен немецкий солдат с автоматом, оказавшийся в расположении советских частей, - на его лице смертельная усталость от долгих боев.
Сталинградская битва, в которой участвовали с обеих сторон более 2 млн. человек, происходила на территории в 100 000 кв. км и продолжалась 200 дней и ночей. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в пользу СССР и его союзников.
Диарама "Битва под Сталинградом"
Диарама "Битва под Сталинградом"
Диарама "Битва под Сталинградом"
Диарама "Битва под Сталинградом"
Диарама "Контрнаступление под Москвой"
"Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г."
В основу сюжета диорамы "Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г." (автор -народный художник РФ Е.И. Данилевский) положены события, происходившие в ноябре - декабре 1941 г. в 60-70 км северо-западнее Москвы, в районе г. Яхрома Дмитровского района Московских и Уральских частей, прибывшие для пополнения 1-й Ударной армии Западного фронта.
В результате зимнего контрнаступления Красной Армии замысел гитлеровского командования по овладению Московской с северо-западного направления был сорван, враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. Прямая угроза захвата столицы была ликвидирована.
Диарама "Контрнаступление под Москвой"
Диарама "Контрнаступление под Москвой"