ГлавнаяБЛОГИКультурная среда

Новые записи
«Культурная суббота. Краеведение»
«Культурная суббота. Краеведение»
23 июня 2025 - Полина Алексеева 0 +1
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 1 +1
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 1 +1
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+5206 RSS-лента RSS-лента

Культурная среда

Автор блога: Ралина Гилазутдинова
Дом памяти М.И. Цветаевой
В 2005 году при поддержке Министерства культуры и по распоряжению Кабинета министров и лично премьер-министра РТ Р.Н. Минниханова был выкуплен из частной собственности и музеефицирован жилой дом постройки 1925 года — бывший дом семьи Бродельщиковых, в котором прошли последние 10 дней жизни эвакуированной из Москвы Марины Цветаевой.

Мемориальная экспозиция Дома памяти М.И. Цветаевой воспроизводит обстановку дома елабужской семьи начала 1940-х гг. Представлены предметы быта семьи Бродельщиковых: сундук, швейная машинка, настенное зеркало, посуда.

Документальная экспозиция рассказывает о пребывании в Елабуге Марины Цветаевой: списки эвакуированных литераторов, фрагмент домовой книги Бродельщиковых, тексты предсмертных записок, запись акта о смерти Цветаевой, отрывки из дневников и писем Георгия Эфрона, письма Анастасии Цветаевой и Ариадны Эфрон, первый посмертный сборник стихов Марины Цветаевой (1961).

Главная ценность — записная книжка, принадлежавшая Цветаевой.
Дом памяти М.И. Цветаевой
Дом памяти М.И. Цветаевой
Дом памяти М.И. Цветаевой
Дом памяти М.И. Цветаевой
Дом памяти М.И. Цветаевой
Дом памяти М.И. Цветаевой
Дом памяти М.И. Цветаевой
Дом памяти М.И. Цветаевой
Дом памяти М.И. Цветаевой
Бюст М.И. Цветаевой
Среди самых замечательных имен в русской литературе ХХ века справедливо названо имя Марины Ивановны Цветаевой. Это имя, почитаемое миллионами, волею судьбы навсегда осталось связанным с Елабугой.

Бюст М.И. Цветаевой находится в центре белой полуротонды – которая символизирует часть прожитой поэтом жизни. Авторы - московские скульпторы А.В. Головачев и В.А.Демченко. Установлен в 2002 г.
Бюст М.И. Цветаевой
Литературный музей М. И. Цветаевой
В Елабуге прошли последние дни жизни знаменитого поэта Серебряного века Марины Цветаевой. Мемориальный комплекс Елабужского музея-заповедника рассказывает о творчестве поэтессы, ее жизни и трагической гибели. Музей ежегодно посещают более 40 тысяч туристов.

Литературный музей имени Марины Цветаевой был открыт в старом деревянном доме на улице Казанской в 2004 году. Его экспозиция рассказывает о семье поэтессы — ее матери Александре Мейн, талантливой пианистке, и отце — Иване Цветаеве, профессоре Московского университета и основателе Музея изящных искусств (сегодня — Государственный музей изобразительных искусств имени Александра Пушкина).

Здесь можно узнать историю самых важных событий в жизни Марины Цветаевой: как она познакомилась с будущим мужем Сергеем Эфроном, издала свои первые сборники и эмигрировала за границу. О жизни в Чехии и Франции, переезде обратно в СССР расскажут письма и фотографии членов семьи Цветаевых-Эфрон. Здесь также выставлены прижизненные издания произведений Марины Ивановны и ее современников: Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Александра Блока, Осипа Мандельштама и других поэтов.

Ценные экспонаты Литературного музея — личные вещи Цветаевой и ее семьи. Это серебряные чайные ложечки, бумага для записей, камея, которую Марине Цветаевой подарил отец, блюдо, купленное поэтессой в Германии, пудреница дочери Ариадны, рукописи и документы. В музее хранится небольшая прядь волос Цветаевой.

Литературный музей М. И. Цветаевой
Литературный музей М. И. Цветаевой
Литературный музей М. И. Цветаевой
Литературный музей М. И. Цветаевой
Литературный музей М. И. Цветаевой
Литературный музей М. И. Цветаевой
Литературный музей М. И. Цветаевой
Литературный музей М. И. Цветаевой
Литературный музей М. И. Цветаевой
Литературный музей М. И. Цветаевой
Библиотека серебряного века
Библиотека Серебряного века создана в одном из исторических зданий города в 2005 году. Основу ее книжных фондов (а это порядка шести тысяч томов) составляют произведения поэтов и писателей — современников Марины Цветаевой: Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Николая Гумилева, Анны Ахматовой и др., а также литературные и биографические исследования.

Благодаря сотрудничеству Библиотеки Серебряного века с Русским общественным фондом А. И. Солженицына фонды библиотеки регулярно пополняются новыми редкими изданиями.

В библиотеке работает «Литературная гостиная» с уютным читальным залом и современным техническим оснащением. Это культурный центр Елабуги, место встречи творческой интеллигенции. Интерьеры конференц- и видеозалов и великолепной Каминной гостиной располагают к дружескому общению и творчеству.

В апреле 2015 года в Библиотеке Серебряного века открылся электронный читальный зал Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, благодаря которому посетители получили бесплатный доступ к архивным документам по истории российской государственности, а также видеолекториям на различные темы.
Библиотека серебряного века
Библиотека серебряного века
Библиотека серебряного века
Библиотека серебряного века
Библиотека серебряного века
Библиотека серебряного века
Библиотека серебряного века
Библиотека серебряного века
Библиотека серебряного века
Библиотека серебряного века
Библиотека серебряного века
Библиотека серебряного века
Комплекс пожарно-сторожевой башни с каланчой и зданием полицейского управления
Комплекс пожарно-сторожевой башни с каланчой и зданием полицейского управления датируется 2-й половиной XIX века и является не только памятником архитектуры, но и одним из интереснейших образцов общественных сооружений уездного города. Необходимость постройки пожарного депо возникла после пожаров, произошедших в городе 22 и 23 августа 1850 года. Данный комплекс был выстроен по проекту, составленному елабужским городским архитектором, вновь переработанному после замечаний губернского инженера Купинского и утвержденному Строительным отделением губернского правления 26 мая 1878 года.

Во 2-й половине XIX века в купеческой Елабуге при городском управлении имелась пожарная команда, которая выполняла волю городской управы. Пожарная техника того времени была оснащена ручными насосами на трубобочечных ходах, которые вывозились на конной тяге. О возникшем возгорании в той или иной части города пожарная команда узнавала от часовых, которые постоянно дежурили на каланче.

Работа часового была очень ответственной. Для нее отбирались люди, которые хорошо знали город, имели отличное зрение и крепкое здоровье, ведь трудиться приходилось круглосуточно, в любую погоду, зимой и летом. Часовые на каланче работали по столичному принципу, их бдительность в ночное время проверялась через каждые четверть часа. Стоящий у пожарных инструментов часовой давал сигнал свистком. Дозорные на каланче отзывались на этот звук, давая понять, что они «не дремлют и наблюдают за пожарами». Там же находились таблицы сигналов шаров и фонарей для руководства часовым в случае пожара. При обнаружении возгорания часовой, чтобы оповестить пожарную команду, сначала бил в колокол, а затем поднимал сигнальные жестяные шары, если пожар возникал днем, или зажигал заранее подготовленные фонари, если возгорание происходило ночью.
Пожары возникали часто и уничтожали порой не только отдельные дома, но и комплексы зданий, и даже целые улицы. Связано это было с развитием промышленности, которая в то время являлась преимущественно кустарной, причем работа зачастую выполнялась на дому. Череда крупных пожаров дала толчок для создания профессиональной пожарной команды.

Декрет «Об организации государственных мер борьбы с пожарами», появившийся 17 апреля 1918 года, впервые вывел пожарное дело на общегосударственный уровень и определил его основные принципы и пути развития, таким образом советское правительство заново создало пожарную охрану. К апрелю 1921 года елабужская пожарная команда насчитывала 35 человек, на ее вооружении были 5 специализированных обозов. Причем пожарный обоз занимался не только тушением возгораний, но и профилактическими работами.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 18 июля 1927 года утвердило первое положение, и эта дата считается временем образования и создания Государственного пожарного надзора.
С годами состав елабужской команды увеличивался, и в 1933 году была создана дополнительная дружина добровольцев, которую оснастили лошадьми и ручной помпой. Также пожарная часть имела ряд законченных и реконструированных построек: деревянно-земляной склад горючего, деревянный пожарный сарай, каменную кузницу и деревянную конюшню. В послевоенный период штат городской пожарной охраны состоял из 61 человека личного состава. Во 2-й половине 1946 года штат был пересмотрен: в нем оставили 32 человека. 5 мая 1952 года в пожарной охране работали только 28 человек. В 1953 году под каланчой на нижнем этаже с южной стороны размещались караульное помещение и красный уголок для личного состава.

Развитие нефтяной промышленности привело к бурному развитию города и заметным изменениям в состоянии местного пожарного надзора. На вооружение стала поступать новая техника. До 1970 года в Елабуге круглосуточно действовала «каланчовая служба», но с развитием телефонной связи ее упразднили. В 1975 году пожарную часть оснастили современными радиостанциями «Марс». С их установкой на автомобили заметно улучшились организация пожаротушения и руководство автотехникой. В 1987 году, в связи с Постановлением Совета министров СССР №1700, было принято решение об организации в Елабуге самостоятельной военизированной пожарной части. Через 5 лет (в 1992 году) был организован отряд пожарной охраны №10, численность которого составляла 56 человек. В 1996-м личный состав ПЧ-75 переехал в пожарное депо, где через полгода состоялась презентация одноименного пускового комплекса, находящегося там и в настоящее время.
Комплекс пожарно-сторожевой башни с каланчой и зданием полицейского управления

Здание пожарной части является интересным примером общественного сооружения уездного города 2-й половины XIX века; высокая, строгих форм каланча входит в число немногих вертикальных доминант, организующих ландшафт исторической части Елабуги. Несмотря на утрату своей главной функции она может использоваться и сейчас.
Комплекс пожарно-сторожевой башни с каланчой и зданием полицейского управления
Музей усадьба Н.А. Дуровой
Единственный в мире музей-усадьба легендарной женщины-офицера Надежды Дуровой был открыт в 1993 году. Именно в этом доме были написаны знаменитые «Записки кавалерист-девицы», получившие высокую оценку великого поэта России А. С. Пушкина и ставшие основой известной комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Прототипом главной героини фильма Шурочки Азаровой стала сама Надежда Андреевна.

Экспозиция уникального музея расположена в мемориальном доме. В Музее представлена история жизни русской Амазонки, начиная с ее детских лет и до жизни в Елабуге.

Залы музея рассказывают о необычном детстве героини, проведённом в кавалерийском полку, о её военной службе, полной героических подвигов на полях сражений наполеоновских войн, литературной деятельности и последних годах, прожитых в Елабуге, а также о потомках Н. А. Дуровой, проживающих во Франции. Усадьба с восстановленными надворными постройками, беседкой, скамейками и фонарями, создают неповторимую атмосферу XIX века.

Объект культурного наследия федерального значения.
Музей усадьба Н.А. Дуровой
Музей усадьба Н.А. Дуровой
Музей усадьба Н.А. Дуровой
Музей усадьба Н.А. Дуровой
Музей усадьба Н.А. Дуровой
Музей усадьба Н.А. Дуровой
Музей усадьба Н.А. Дуровой
Музей усадьба Н.А. Дуровой
Музей усадьба Н.А. Дуровой
Музей усадьба Н.А. Дуровой
Музей усадьба Н.А. Дуровой
Музей усадьба Н.А. Дуровой
Музей усадьба Н.А. Дуровой
Чертово городище
Елабужское (Чёртово) городище расположено на высоком мысу при впадении реки Тоймы в Каму. В древности здесь находилось поселение пермских финно-угров (ананьинцев), которое в X–XII вв. было занято волжско-камскими болгарами, выстроившими здесь каменно-деревянную крепость

По утверждениям историков, Елабужское городище являлось важной вехой на северном ответвлении Великого шёлкового пути, было одним из крупнейших в Прикамье центров торговли, распространения культуры и религии. На месте бывшего языческого святилища волжские болгары выстроили мечеть-цитадель, в 1614–1616 гг., во время колонизации края жителями Руси, в стенах частично разрушенной цитадели был устроен православный мужской Троицкий монастырь.

В 1692 г. его приписали к Казанскому архиерейскому дому. В имущественных описях того времени упоминаются каменная и деревянная церкви, рубленная «в тарасы» ограда с недостроенной надвратной церковью, «строительская», казначейская и три братских деревянных кельи, конюшенный и скотный дворы, а также небольшая, в пять дворов, монастырская слободка под горой.

В 1764 г. монастырь упразднили, одна из его деревянных церквей (Успенская) была перевезена в село Танайку, другая (Троицкая) — на городское кладбище Елабуги.

Побывавший на городище в 1769 г. капитан Н.П. Рычков описал остатки внушительного сооружения. Однако к тому времени хорошо сохранилась только южная из башен, покрытая деревянной шатровой кровлей и переоборудованная под монастырскую церковь.

В 1834 г. посетивший Елабугу профессор Казанского университета Ф.И. Эрдман застал здесь только одну башню: остальное было разобрано местными жителями до фундаментов.

В 1844 г. последняя башня древней цитадели рухнула, за исключением небольшого северного участка с арочным дверным проёмом и окном над ним.

Елабужский купец и городской голова И.В. Шишкин, обследовавший городище в 1855 г., установил, что разрушенное сооружение представляет собой квадратную постройку со стороной около 20 метров, с круглыми башнями на углах и полукруглыми осевыми выступами. Он раскопал фундаменты ещё нескольких мелких каменных сооружений, обнаружил и нанёс на план три линии крепостных валов со рвами, которые защищали территорию городища с западной стороны. А в 1867 г. по инициативе И.В. Шишкина рухнувшая башня была восстановлена на старом фундаменте и покрыта железом.

Сегодня Елабужское городище является объектом культурного наследия федерального значения и находится на государственной охране согласно Постановлению Совета министров РСФСР №1327 от 30.08.1960 г.
Чертово городище
Чертово городище
Чертово городище
Чертово городище
Чертово городище
Скульптурная композиция Дракон-оракул
Змий-предсказатель

Одна из легенд гласит, что в древние времена стоял на этом месте языческий храм. И жил в нём змей-оракул, прославившийся предсказаниями. Со всей округи шли к нему люди, а в качестве расплаты принимал змей только человеческие жертвы.

А незадолго до падения Булгарского царства сгинул змей. Уж напрасно кликал его булгарский царь, взывая к ответу, как спасти свой край от нашествия врагов. Вскоре царь и его народ стали жертвами могущественного неприятеля.

Скульптурная композиция Дракон-оракул открылась в 2016г., изготовленная местным скульптором Артуром Гатауллиным. Сказочная скульптурная композиция установлена у входа в Елабужское городище излюбленное место отдыха населения города и приезжающих в Елабугу гостей.Установленный перед входом в Елабужское городище Дракон оракул олицетворяет собой древнюю легенду о крылатом змее-предсказателе, обитавшем в этих местах.
Скульптурная композиция Дракон-оракул
Скульптурная композиция Дракон-оракул
Скульптурная композиция Дракон-оракул
Дом-музей И.И. Шишкина
Выдающийся русский художник, уникальный мастер русского пейзажа Иван Шишкин родился 26 (13) января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии в многочисленной и небогатой купеческой семье. Величественная природа родного края, вековые леса, раскинувшиеся по берегам реки Камы, с детства были для него источником постоянного интереса. В доме родителей, где прошли детские и юношеские годы художника, сейчас находится мемориальный Дом-музей Ивана Ивановича Шишкина.

Экспозиция музея расположилась на первом и втором этажах двухэтажного каменного дома, стоящего на высоком берегу реки Тоймы. На первом этаже — парадная анфилада комнат, создающая красивую перспективу (большая и малая гостиные, кабинет отца), а также столовая и буфетная. В них кропотливо и с любовью восстановлена обстановка провинциального купеческого быта XIX века.

На втором этаже расположены мастерская и жилая комната художника. В двух залах разместилась картинная галерея, где представлены подлинные живописные и графические работы Ивана Ивановича Шишкина.
Дом-музей И.И. Шишкина
Дом-музей И.И. Шишкина
Дом-музей И.И. Шишкина
Дом-музей И.И. Шишкина
Дом-музей И.И. Шишкина
Дом-музей И.И. Шишкина
Дом-музей И.И. Шишкина
Дом-музей И.И. Шишкина
Дом-музей И.И. Шишкина
Дом-музей И.И. Шишкина
Дом-музей И.И. Шишкина
Дом-музей И.И. Шишкина
Мемориальная стела в честь тружеников тыла г. Елабуга
9 мая 2014г. в Елабуге состоялось открытие мемориальной стелы, посвященной труженикам тыла.

«Этот памятник - символ нашего глубокого уважения и признательности землякам, кто самоотверженным трудом ковал оружие Победы и поднял из руин и пепла родные города и села. Труженики тыла совершили настоящий подвиг: они вынесли на своих плечах все тяготы военной поры; женщины и дети сменили мужчин на заводах и полевых станах, обеспечивая фронт всем необходимым»!

В годы войны в городе и районе трудилось около 20 тысяч человек, которые внесли неоценимый вклад в победу над врагом. Например, в годы войны жители села Танайки собрали и отправили на фронт 1 млн. 200 тыс. рублей. Тогда на эту сумму можно было построить 12 истребителей стоимостью в 100 тыс. или 35 бомбардировщиков, на них, кстати, и прилетели советские солдаты поблагодарить танайцев.
Мемориальная стела в честь тружеников тыла  г. Елабуга