Вот такой глобус стоит в зале: РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI-XVII ВВ.
следующий зал назван: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ В XVI-XVII ВВ.
Внешнеполитические цели Российского государства XVI – XVII вв. были направлены на создание наиболее благоприятных условий для внутреннего развития страны: ликвидацию внешней опасности и защиту границ, расширение собственной территории, поиск выхода к морским побережьям.
В XVI в. четко обозначились два направления внешней политики страны – западное и южной, ознаменовавшееся успешными Казанским и Астраханским походами и катастрофической по разрушительным для России последствиям двадцатилетней Ливонской войны в Прибалтике.
Начало XVII в. отмечено широкомасштабной интервенцией Польши и Швеции, поспешившими воспользоваться плодами внутреннего кризиса (Смутное время) и героической борьбой народного ополчения за восстановление целостности и национального суверенитета России. В этом столетии успешно завершилась полуторовековая борьба за Смоленск с Речью Посполитой, в состав Российского государства вошли земли Украины и Белоруссии. Одновременно опять, как и веком ранее, провалом закончилась война со Швецией за земли Прибалтики.
Конец XVII в. отмечен резкой активизацией России на юге. Неудачей закончились два похода на Крым, в которых Россия выступала полноправным членом коалиции европейских держав, объединившихся для отпора Турецкой империи и ее вассалу, Крымскому ханству. Наоборот, победой завершились походы, в ходе которых под личным руководством молодого царя Петра была успешно взята крепость Азов. Азовские походы стали прологом активной внешней политики XVIII в.
Вооруженные силы России XVI – XVII вв. претерпели серьезную эволюцию. В эпоху Ивана Грозного их основу составляло дворянское войско (поместная конница), хотя уже в середине XVI в. в составе вооруженных сил появились первые стрелецкие полки – прообраз постоянной армии. Военные реформы и нововведения XVII в., освоение передового опыта европейских держав привели к образованию в составе русской армии «полков нового (иноземного) строя», сформированных, экипированных и обученных офицерами-иноземцами, перешедшими на русскую службу. Этот опыт ляжет прочным фундаментом в основу военных реформ Петра I в XVIII столетии.