Строительство своего каменного двухэтажного дома Иван Арбеков приурочил к 20-летию отмены крепостного права Александром II в 1861 году. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в Центральном архиве Нижегородской области: «План и фасад на постройку каменного дома Арбекову на Тихоновской улице» датируются 1881-м – годом смерти российского императора. Это означает, что усадьба Арбекова – живой памятник эпохе Александра II.
Так простой крестьянин стремился символически закрепить свои достижения за годы свободной жизни и продемонстрировать их горожанам. Этим можно объяснить более богатый декор фасада дома, чем предполагалось проектом, согласованным с Нижегородской городской управой. К слову, работы по строительству каменного дома Арбекова велись под надзором губернского архитектора Николая Богдановича Фельдта.
Маскароны в виде мужских голов, фигурные филенки между окнами и лепные розетки должны были показать общественности, что владельцу этой усадьбы есть чем гордиться. Не зря же в 1880 году его имя публиковали «Нижегородские губернские ведомости» в списке лиц, имеющих право быть избирателями по Нижнему Новгороду, и писали о том, что «крестьянин Иван Петрович Арбеков имеет дом стоимостью 7820 рублей».
Архивные документы говорят и о том, что собственником этой усадьбы, изначально включавшей в себя деревянный дом и два каменных флигеля, Иван Арбеков стал ещё в 1878 году.
Однако обустройство самой территории по вкусу нового владельца шло с трудом и сопровождалось судебными разбирательствами. Так, 9 января 1884 года Нижегородский Окружной Суд выявил здесь отступления от плана строительства, утвержденного 8 июня 1881 года, и вынес решение их устранить. Для этого от Арбекова требовалось снести во дворе незаконные сооружения, возвести брандмауэрные стены, заменить каменными все деревянные постройки, включая лестницы и отхожие места, чтобы соответствовать действующим противопожарным нормам.
Причиной такого пристального внимания Нижегородской городской управы к деятельности Ивана Петровича послужило его намерение построить в усадьбе баню. Об этом также говорят сохранившиеся документы (план и фасад двух каменных навесов и бани) с припиской: «По сему чертежу строица желаю. Иван Арбеков» (орфография автора сохранена).
К слову, современные искусствоведы обращают внимание на то обстоятельство, что Арбеков собирался возводить в своей усадьбе семиколонные навесы. Такое количество колонн символизировало принадлежность к масонству.
Впрочем, существование частной бани в этом месте противоречило правилам Строительного Устава города, и планы Арбекова не были осуществлены. Судя по окладным книгам Нижнего Новгорода 1890-х годов, домовладение Ивана Арбекова представляло собой «каменный двухэтажный с подвалом, частью жилым и торговым помещением, дом и два каменных двухэтажных, с подвальной частью флигеля» стоимостью 9450 рублей.
Впоследствии владельцы этой усадьбы неоднократно менялись. Известно, что в 1906 году она уже принадлежала Ивану Брылину, который собирался переделать главный дом. Однако, судя по дореволюционным документам, цена его не менялась, а это значит, что крупных перестроек здесь не проводилось.
В отличие от дворцов промышленников-миллионеров и купеческих особняков, представление о которых есть чуть ли не у каждого нижегородца, крестьянская усадьба практически у стен кремля – явление скорее редкостное, чем обыденное. Именно поэтому оно достойно не только осмысления, но и сохранения для будущих поколений в качестве своеобразного символа эпохи Александра II.