В Бугульминском краеведческом музее хранятся предметы быта и одежды народов края, и, самой многочисленной коллекцией является коллекция курчанских поясов, кушаков, покромок (более двух десятков единиц хранения).
Модный сегодня аксессуар — пояс — играл большую роль в жизни и быту предков. С древнейших времен он рассматривался как некий оберег, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу этого предмета одежды, поэтому пояс имел важное значение в традиционных народных обрядах. Так удары поясом на свадьбах сопровождались пожеланиями удачи, способствовали таковой. Мать жениха благословляла молодых с хлебом и пояском. Связывание жениха и невесты поясом или кушаком имело широкое распространение у восточнославянских народов.
Особого отношения к себе и особой подготовки требуют тканевые пояса. Они могут быть просто «ткаными»: когда узор набирается сам собой в зависимости от заправки нитей, или "браными"
когда узор дополнительно выбирается рукой или челноком из общей заправки нитей. Браные узоры обычно рисуются и пересчитываются заранее, ещё до ткачества. Браными делают все кушаки, праздничные и обрядовые покромки.
Производство поясов на Руси исследователи прослеживают с 13 века. Древнейшим способом изготовления поясов является плетение на дощечках («кружках»),. Ширина пояса определялось
количеством деревянных дощечек с отверстиями по углам, через которые продевались шерстяные нити основы. В зев, образованный нитями основы, продевалась нить утка, затем все дощечки поворачивались па 90 градусов, и процесс повторялся.
Раньше девочек и мальчиков приобщали к ткачеству поясов и другим рукоделиям с 3-4 лет не только ради развития их «тонкой моторики», но главное — ради воспитания и взращивания определённых качеств характера, умения владеть своими чувствами и управлять собой.