Одним из самых известных православных мест Казани, которое стремятся посетить и верующие паломники и любознательные туристы, является комплекс Казанского Богородицкого мужского монастыря, который находится совсем недалеко от Казанского Кремля.
21 июля 1579 года в Казани был страшный пожар. Девятилетней девочке Матрене начала являться во снах Богоматерь, которая указывала на пепелище сгоревшего дома как на место, где находится, якобы, ее изображение. На поиски иконы пришла с девочкой ее мать, и, кроме того, собралось много любопытного народа. Икона обнаружилась именно там, где было указано, и оказалась совершенно новым, неизвестным ранее изображением Богоматери. Матрена в сопровождении толпы понесла икону в Церковь Николы Тульского. Во время процессии прозрели встретившиеся по дороге два нищих слепца, и это событие сразу же сделало образ чудотворным. Назвали найденное изображение Иконой Казанской Богоматери. Икона стала одной из самых почитаемых православных образов России.
В 1910 году великая княгиня Елизавета Федоровна после посещения монастыря предложила устроить в подвале святое место с сенью и иконостасом на месте непосредственного обретения чудотворной иконы, а также подземный храм в честь Рождества Богородицы. Разработкой проекта занимался архитектор Алексей Щусев.
Долгое время храм был погребен под землей, фрагменты его стен и сводов были обнаружены в рамках археологических изысканий на месте строительства собора весной 2016 года. Когда этот храм раскрыли, оказалось, что он достаточно сохранился на уровне стен и начала сводов, что позволило реставраторам прочесть его план, определить его объемно-пространственные характеристики и разработать план воссоздания.
Во время устройства пола в Пещерном храме также были проведены археологические исследования на площади более 250 квадратных метров. В результате зафиксированы руины собора Казанской иконы Божией Матери 1595 года постройки, представляющие собой белокаменный фундамент на известковом растворе шириной до трех метров.
Пещерный храм воссоздан практически в том виде, который запечатлели современники и сохранившиеся исторические документы.