Автор блога: | Диляра Юсупова |
4 ноября 2021 года я вместе с Культурной Командой побывала на квесте-экскурсии по музею - заповеднику "Казанский Кремль"
Квест проводил выпускник-активист Культурного Дневника Школьника Рысаев Тимур и его мама Эльвира Рависовна. Тимур и Эльвира Рависовна задавали нам очень интересные вопросы, за правильные ответы мы получали артефакты. Завершился квест в Музее истории государственности татарского народа и Республики Татарстан. Квест мне очень понравился. Рада была увидеться с друзьями. Огромная благодарность за Тимуру и Эльвире Рависовне за такой интересный и увлекательный квест!
Диляра Юсупова
25 ноября 2021
+7
315
7 комментариев
|
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» в Казанском Кремле в сотрудничестве с Генеральным консульством Республики Турция в Казани открылась выставка турецкого художника-каллиграфа Левента Карадумана. Выставка приурочена к проекту «Шамаиль арт», произведения турецкого мастера открывают экспозицию. Левент Карадуман родился в 1978 году в Бартыне, Турция. В 1992 году начал работать над изучением старинных образцов каллиграфического искусства, а уже в 1994 году художник занимается с мастером эбру и каллиграфом Фуатом Башаром, осваивая арабские почерки сулюс и насх (два из шести традиционных арабских почерков). В 2003 году получает иджазет (свидетельство об окончании медресе) и начинает выставлять свои работы на суд ценителей искусства в Турции и за рубежом. Привнеся новые веяния в классическое искусство каллиграфии и интерпретируя в современной манере традиционное искусство, стал одним из лидеров современных течений в калиграфии. Занимался реставрацией, исправлением и дополнением классических произведений таких мастеров как Шекерзаде Мехмет Эфенди и Дервиш Али, в том числе, около 50 рукописей Священного Корана, Хилье-и Шерифов и изречений. Левент Карадуман на сегодняшний день является известным экспертом в сфере турецкого исламского искусства и одним из лучших реставраторов старинных рукописей в Турции, к услугам которого обращаются различные учреждения, в том числе, из-за рубежа. Впервые в истории турецкого исламского искусства переписал Священный Коран почерком губари, повторив позже этот опыт еще три раза. Произведения художника, гармонично сочетающего классическое понимание искусства каллиграфии и современные подходы в искусстве, хранятся в различных мечетях, мавзолеях и обителях. Очень красивая выставка! Мне очень понравилось! |
Один из самых узнаваемых символов Казани - памятник Мусе Джалилю у стен Казанского кремля. Это монументальный комплекс, установленный в 1966 году на площади 1 Мая в Казани в память о Герое Советского Союза, татарском поэте-патриоте Мусе Джалиле, участнике антифашистского подполья, казнённого в нацистской тюрьме Плётцензее в 1944 году.
Высота скульптуры составляет 7,9 м от основания трапеции. Идейно-образный замысел динамичной композиции заключён в том, что Муса Джалиль дан в неукротимом порыве. Погибший в берлинской тюрьме Плётцензее поэт как бы разрывает сковывающие его путы колючей проволоки. Обнажённая по пояс фигура выражает мощь и энергию, гордо поднятая голова, непреклонный решительный взгляд говорят о мужестве, стойкости, нравственной силе и героизме. Муса Джалиль-татарский поэт, лауреат государственных премий и Герой Советского Союза. Казань чтит память своего талантливого и отважного земляка: его именем названы посёлки, школы, театры, проспекты и даже планета. В 1966 году был открыт мемориальный комплекс, посвящённый этому выдающемуся человеку. Муса Джалиль ушёл на фронт добровольцем сразу же после начала войны. Кроме солдатского бремени, на его плечах лежали ещё и обязанности корреспондента. В 1942 году попал в плен, где в течение двух лет руководил подпольным сообществом военнопленных. Помог сбежать сотням солдат, готовил массовое восстание, но в 1944 году был раскрыт немецким руководством и казнён. |
Прямоугольный объем церкви примыкает к башне по всей длине, имеет двускатную кровлю, фасады сохранили декор XVI в.
В середине XIX века главный въезд в кремль сделали более удобным: в прясле крепостной стены, примыкающем к башне с востока, пробили арку стрельчатой формы. Коленчатый проезд ликвидировали, заложив ворота. В 70-е годы с западной стороны башни возвели пристройку с лестницей, ведущей непосредственно в церковь; таким образом она полностью была изолирована от башни. В 1930 году был устроен функционально необходимый прямой въезд в кремль через Спасские ворота. В 1963 году на башне появились электрические часы с циферблатами на трех гранях восьмерика и с автоматическим боем, а также завершение в виде пятиконечной звезды. К башенным часам подвели специальную аппаратуру: теперь после наступления темноты во время боя часов появляются вспышки малинового цвета. Реставрация проводилась в 1957, 1970—1975 гг. Производился ремонт деревянных конструкций, реставрация белокаменной кладки стен под руководством архитектора Айдарова С.С. |
Главная соборная джума-мечеть республики Татарстан и города Казани. Мечеть расположена в западной части Казанского кремля, в центре собственной площади-двора. Комплекс мечети представляет собой композицию из главного многоминаретного здания с пристроенными по бокам двумя полупавильонами и отдельно стоящего двухэтажного административно-хозяйственно-пожарного павильона, выполненного в такой же стилистике. Комплекс и площадь мечети пространственно увязаны с окружением (бывшим юнкерским училищем и юго-западной фасадной стеной кремля) с целью придания размещаемому объекту градостроительной значимости и обогащения панорамы кремля, обозреваемой как визитная карточка города с площади Тысячелетия и реки Казанка. Внутреннее пространство мечети рассчитано на полторы тысячи человек, на площади перед ней могут разместиться ещё десять тысяч. |
Красивый памятник, посвящённый татарским и русским архитекторам Казанского Кремля. Находится на территории Казанского Кремля в скверике рядом с Благовещенским собором.
Памятник зодчим Казанского кремля был задуман в 2001 году. Проект памятника создавала авторская группа: скульпторы А.В.Головачев и В.А.Демченко и архитектор Р.М.Забирова. Памятник был торжественно открыт 18 ноября 2003 года. Памятник представляет собой фигуры двух зодчих – татарского придворного архитектора со свитком чертежа Ханского дворца и русского зодчего с чертежами Спасской башни. На постаменте памятника два опоясывающих его орнамента. В нижней части постамента находится татарский орнамент, а в верхней части – русский. Такое расположение орнаментов является символом исторической последовательности культурных слоев. Идея авторов - создание скульптурной композиции, передающей взаимопроникновение и взаимообогащение культур: русской и татарской. |
В 1842—1843 гг. с западной стороны пристроена новая большая двусветная трапезная, высокое открытое крыльцо, превращенное в 1863 г. в крытую паперть, устроено печное отопление, замененное затем на калориферное. При проведении строительных работ было найдены архитектурные детали, возможно связанные с постройками ханского периода, находившихся по описаниям Писцовой книги 1566—1568 гг. напротив церкви у северных пределов. В 1869—1870 гг. собор был вновь расписан.
В 1930—х гг. снесены колокольня, западное крыльцо, главы собора. Первоначально был выстроен 5-главый, 5-апсидный храм, окруженный двумя боковыми приделами. Центральный 6-столпный объем с четырьмя боковыми барабанами с луковичными завершениями и одним средним барабаном в стиле украинского барокко, три апсиды, боковые приделы с абсидами, проведена консервация трех фрагментов внутренней фресковой росписи в главном пространстве и трех фрагментов в апсидах алтарной части. Сохранился ряд декоративных элементов, один из которых — татарское надгробие XVI в., вмонтированное в кладку в виде перемычки над нишей для церковной утвари. Проведена реставрация масленных росписей, выполненных в начале XIX в. семейной бригадой иконописцев Сафоновых владимировской школы. Полностью воссоздан тябловый иконостас на период начала XVII в., украшенный басмой с сусальной позолотой. Также воссоздана резная сень над ракой с мощами св. Гурия, 4 киота с иконами в трапезной и 2 в тамбуре главного входа. Отреставрированы два предела — Северный и Южный с росписями и иконостасами. В основном объеме имеется цокольный этаж XVI века, который первоначально функционировал как отдельный шестистолпный храм Всех Святых. Стены и крестовые своды того помещения выложены из тесанных блоков известняка. В данный момент оно приспосабливается под Музей православного искусства. В формах и конструкции четко прослеживается влияние псковского, владимирского, украинского и московского зодчества. Собор — уникальный памятник XVI—XIX в. Центральный объем собора сложен из белого камня, сохранил свою первоначальную объемно-пространственную композицию — трехапсидный, шестистолпный, с пятью главами. Внутренние столбы в храме круглые, как в Успенском соборе Московского Кремля; вместо парусных переходов к главному куполу использованы тромпы — прием, присущий восточной архитектуре, уникальный для храмового строительства того времени. В декоративной обработке фасадов узорчатые пояски («бегунок», кирпич на ребро) соединены с аркатурами. Стены имеют килевидные завершения и позакомарные покрытия. Центральная глава барочной грушевидной формы, позолочена; боковые главы — луковичные, голубые, украшены позолоченными звездами. С южной и северной сторон к центральному объему примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада — обширная двухсветная трапезная. Трапезная кирпичная, оштукатуренная, с позакомарным покрытием, фасады декорированы плоскими пилястрами. Храмовая часть собора сохранила интерьеры XVI—XVII вв. Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX в.) В 1973—1986 гг. осуществлена реставрация под руководством С.С. Айдарова (проект архитектора Гайнуллина Р.): восстановлены главы и их покрытия, произведена реставрация восточной, наиболее древней части храма. В 1996—2005 гг. велись реставрационные работы под руководством арх. Тат. СНРУ Раимовой Р.Р. и Харисовой И.Б. фирмой «Антика». Реставрация живописи ведется московскими художниками-реставраторами под руководством Филатова С. и Каменевой Т.Е. |
Башня Сююмбике расположена на территории комплекса Казанского Кремля и является одной из главных достопримечательностей Казани.
Историки до настоящего времени спорят о времени ее возведения и речь идет не о точной дате, а об исторической эпохе. По одной из версий башня Сююмбике в Казани была построена в период расцвета Казанского ханства, к XII — XV векам, когда она была дозорной и называлась Казанским минаретом.Если следовать этой версии, то она является единственным сохранившимся памятником татарской архитектуры тех времен в Казани.Также есть мнение, что ее построили после взятия Казани Иваном Грозным, отдавшим приказ возвести сооружение за семь дней. Именно из-за спешки фундамент был выполнен неглубокий, чем объясняется и продолжающийся наклон. Результаты последних раскопок показывают, что строительство проводилось в XVII веке. В тоже время некоторые факты свидетельствуют о ее возведении в XI – XV веках. Поэтому часть ученых выдвинула предположение, что на этом месте первоначально была построена деревянная башня, а позже ее перестроили в каменную. В том месте, где старый фундамент отсутствует, происходит наклон строения. Большинство историков все же придерживается мнения, что башня Сююмбике была построена в XVII веке. Высота сооружения составляет 58 метров, а наклон — почти два метра. И хотя она наклонилась меньше, чем знаменитая Пизанская башня, по высоте она больше ее на два метра. В отличие от нее фундамент Сююмбике не укреплялся до тех пор, пока отклонение от вертикали не составило 1,5 метра. Башня Сююмбике имеет семь ярусов: Первый является самым широким, это проездной ярус с аркой посередине. Второй ярус имеет, как и первый, четырехугольную форму, но меньше по высоте и ширине. Третий ярус построен аналогично второму, но имеет небольшие окна. Четвертый и пятый ярусы – восьмиугольные. Шестой и седьмой ярусы являются дозорной вышкой. На вершине сооружения установлен шпиль зеленого цвета с полумесяцем. Со зданием связано множество легенд и историй: История первая. Царь Иван IV Грозный прослышал о красоте казанской регентши и решил жениться на ней. Царица была против и тогда царь пригрозил сровнять ханство с землей, а всех жителей убить. Сююмбике согласилась ради своего народа, но в свадебную ночь сбросилась вниз с нового строения и погибла. История вторая. Башня была возведена после взятия Казани в 1552 году по указу Ивана Грозного, но по просьбе татарской царицы. На её строительство ушло семь дней, по ярусу на каждый, и после окончания строительства царица захваченного ханства сбросилась с нее вниз. История третья. Сооружение было построено по приказу Сююк в память о её втором погибшем муже Сафа-Гирее. Правда, однако, оказалась намного печальнее. После взятия Казани Иваном IV Грозным, мурзы откупились казной, царевной и её сыном, которых перевезли в Российскую Империю и крестили. Женой русского царя Сююк не стала. Впрочем, оттого совсем не уменьшается красота и загадочность падающего строения. Не меньший интерес у архитекторов и учёных вызывает причина наклона строения. На основе проведенных исследований предполагают, что наклоняться в восточную сторону строение стало из-за элементарной ошибки в ходе строительства почти сразу же после его окончания. |
Монумент в память о героях Великой Отечественной войны в Набережных Челнах возвели всего за 2,5 месяца — это был настоящий трудовой подвиг, основанный исключительно на энтузиазме. Родину-мать торжественно открыли 9 мая 1975 г., доставив к этому дню факел от вечного огня на Мамаевом кургане. Вскоре преобразилась прилежащая территория: появились транспорт и прочие объекты инфраструктуры.
Партийные чиновники согласовали строительство скульптуры, ожидая увидеть изображение воина или скорбящей по сыновьям матери. Однако юный автор пожелал создать памятник в виде стремящейся в новую жизнь птицы Феникс с лицами героев войны на ее крыльях. Планировалось сделать его высотой 40 м, но технически не получилось. У памятника горит вечный огонь, а рядом установлена траурная стена, на которой перечислены все жители города, не вернувшиеся с войны, — почти 7 тыс. человек. После реконструкции 2014 г. появилась еще одна стена с именами погибших в других войнах. Тогда же композицию дополнили военной техникой — пушкой и двумя боевыми автомобилями. |
Гранитный камень с надписью: "Здесь будет заложена аллея трудовой славы в память о подвиге первостроителей города на Каме" находится по улице Гидростроителей в г. Наб. Челны.В доль пешеходной дорожки размещены фотографии, как строился город Набережные Челны. Замечательно придумали. Всю историю можно прочесть.
|