Введение
Пословицы и поговорки сопровождают нас с самого рождения. Все, кто нас окружает, часто используют в речи эти малые фольклорные жанры. Ребенок, слыша в разговорной речи пословицы и поговорки, становится невольным носителем мудрости предшествующих поколений.
Актуальность моего исследования в том, чтобы привлечь внимание одноклассников к народной мудрости наших предков, потому что так мы сумеем обогатить нашу речь и научимся лучше ее понимать.
Цель исследования: выяснить, что такое пословицы и поговорки и какую роль они играют в нашей речи. Какое значение имеют они в нашей речи. Какой смысл они несут для обогащения нашей речи.
Задачи исследования:
• провести опрос по заявленной теме;
• выяснить, в чем польза пословиц и поговорок;
• собрать и обработать материал;
• выступить перед классом по актуальной теме.
Методы исследования: анализ, сравнение, описание, обобщение, опрос.
Объект исследования: пословицы и поговорки.
Предмет исследования: польза для младшего школьника использования пословиц и поговорок в учебном материале.
В своей работе мы выдвинули гипотезу: зная значение пословиц и поговорок, изучая их происхождение, можно научиться отличать их друг от друга, а значит, более точно употреблять их в речи.
1.Проведение опроса
Перед началом сбора информации мною был проведен общественный опрос. Мною были опрошены взрослые, ученики старших классов и дети младших классов. Им предлагалось ответить на следующие вопросы:
1.Любите ли вы пословицы и поговорки?
2.Часто ли вы употребляете их в своей речи?
3.Знаете, чем отличаются пословицы от поговорок?
4. Нужно ли человеку знать пословицы и поговорки?
5.Какую пословицы вы можете вспомнить не раздумывая?
6.Какую поговорку вы можете вспомнить не раздумывая?
В результате опроса мы получили следующие результаты:
— на первый вопрос 79% опрошенных ответили, что любят пословицы и поговорки;
-на второй вопрос 44 процента опрошенные утверждают, что часто употребляют их в речи (причем, большинство ответивших так-взрослые)
-следующий вопрос дал немного странные ответы: все опрошенные дети ответил, что знают различия между пословицей и поговоркой, а взрослые 90 процентов ответили, что не знают, чем они отличаются.
-«Нужно ли человеку знать пословицы и поговорки»- 96 процентов опрошенных ответили утвердительно.
-Для чего это необходимо-дети не смогли ответить точно, зато взрослые большинством голосов ответили: для передачи мудрости от старших следующему поколению.
-Наиболее встречающиеся пословицы, приходящие на ум ответившим:
*делу время-потехе час
*любишь кататься-люби и саночки возить
*поспешишь-людей насмешишь
*без труда не вытащишь и рыбку из пруда
* семь раз отмерь-один раз отрежь.
Были и очень редкие: *не суди книгу по обложке (приложение 1).
Мне показались некоторые ответы странными и я решала найти информацию по этим вопросам.
2. Чем отличается пословица от поговорки.
Пословица
Поговорка
Народное изречение, в котором выражается народная оценка, народный ум.
Широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление.
Отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.
Лишены прямого поучительного смысла и
ограничиваются образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления.
Пословица живет в речи, только в ней она
приобретает свой конкретный смысл
Поговорки тесно примыкают к пословицам.
Пословица всегда поучительна, но не
всегда назидательна.
Более кратки, чем пословицы и могут состоять из фразы, а не предложения.
Из каждой следует вывод, который полезно
принять к сведению.
Существенно отличаются от пословиц и по характеру содержания, и по форме, и по выполняемым в речи функциям.
Пословица часто имеет переносный смыл.
По структуре поговорка проще пословицы
Образное отражение действительности в пословице связано с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни.
Поговорки употребляются только в связи с определенными лицами и их поступками, имеют совершенно конкретное содержание.
Эмоциональный заряд формирует установку к действию.
В речи не составляет и не может составлять цельного, законченного предложения, а
является только его частью.
Это краткое, нередко ритмизованное изречение, представляющее собой законченное предложение и выражающее определенное умозаключение.
Имеют конкретное содержание.
В пословицах ярче выражена коллективность творчества, они более широко употребляются в речи.
Поговорки – это литературно-разговорные, обиходно-разговорные и просторечные всесторонне устойчивые фразы, способные выражать только частный смысл.
Выражаются обобщения и заключения по самым разнообразным жизненным явлениям, народная мудрость, их заключения и выводы имеют силу неписаного закона.
Поговорки составляют наиболее употребительную, наиболее пёструю форму.
По форме пословицы всегда представляют собой вполне законченные предложения.
Повествовательная поговорка не может быть превращена в вопросительную или побудительную.
Пословица содержит непосредственное указание на отношение к устной речи.
В речи поговорка всегда конкретна, всегда используется говорящим для оценочной характеристики конкретной ситуации.
Пословицы позволяют соприкоснуться с культурой страны изучаемого языка. Глубокое содержание этих коротких высказываний не только
развивает мышление, но и имеет большое воспитательное
значение.
Произносится с определённой, неизменной восклицательной интонацией.
Вывод: разобраться ребенку, в чем отличие пословицы от поговорки очень сложно. Поэтому, я решила объединить их в один для меня жанр, чтобы не путаться.
Далее я решила собрать информацию из учебников.
3. Пословицы и поговорки в учебном материале.
Больше всего пословиц и поговорок мы используем на уроках родного русского языка и литературного чтения на родном языке.
Учебник Литературное чтение на родном русском языке за 1 класс.
— не красна книга письмом, красна умом;
— без друга в жизни туго.
Учебник Литературное чтение на родном русском языке за 2 класс.
— не торопись отвечать, торопись слушать;
— не рой другому яму, сам в неё попадешь;
— человек не для себя родится;
— посеешь ветер, пожнешь бурю;
— делай добро, и тебе будет добро;
— как аукнется, так и откликнется;
— дружно не грузно, а врозь хоть брось;
— воля и труд дивные всходы дают;
— плотник думает топором;
— кто идет вперед, того страх не берет;
— кто храбр да стоек, тот десятерых стоит;
— хоть ростом маловат, да мужеством богат;
- счастье всегда на стороне отважных;
— на смелого собака лает, а трусливого кусает;
— кто идет вперед, того страх не берет;
— на всякую беду страха не напасёшься;
— семья крепка ладом;
— человек без семьи, что дерево без плодов;
— дерево держится корнями, а человек семьёй;
— не надобен и клад, коли в семье лад;
— добро по миру не рекой течет, а семьёй живёт;
— сядем рядком да поговорим ладком.
Учебник Литературное чтение на родном русском языке за 3 класс.
— пишут не пером, а умом;
— как ни мудри, а совести не перемудришь;
— от человека утаишь, а от совести нет;
— без совести и при большом уме не проживешь;
— рубаха черна, да совесть бела;
— счастлив тот, у кого совесть бела;
— счастлив тот, у кого совесть спокойна;
— у кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится;
— больная совесть, что больной зуб;
— есть совесть – есть и стыд;
— в дружной семье и в холод тепло.
Учебник Литературное чтение на родном русском языке за 4 класс.
— скромность красит человека;
— в пустой бочке звону много;
— кто зазнаётся, тот без друзей остаётся;
— чем зазнаешься, на том и сломаешься;
— не хвали себя, а старайся, чтобы другие тебя похвалили;
— мороз невелик, да стоять не велит;
— мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт;
— мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Учебник Русский родной язык за 1 класс.
— недоброе слово больше огня жжёт;
— от худого слова навек ссора;
— доброе слово дом построит, а злое разрушит;
— своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди;
— доброе слово окрыляет;
— слово веселит, слово огорчает, слово утешает;
— ласковое слово – что вешний день;
— не хвали себя сам, жди, когда люди похвалят;
— доброе дело само себя хвалит;
— хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка;
— каждая Алёнка хвалит свою бурёнку;
— не хвастай, Настя: немного напряла, да и то потеряла;
— Родина любимая – мать родимая;
— Родина – мать, умей за неё постоять;
— не красна книга письмом, а красна умом;
— азбука – к мудрости ступенька;
— сперва аз да буки, а там и науки;
— аз да буки избавляют нас от скуки;
-в гостях хорошо, а дома лучше;
— дома и стены помогают;
— не красна изба углами, а красна пирогами.
Учебник Русский родной язык за 2 класс.
— одежда лучше новая, а друг – старый;
— встречают по одёжке, а провожают по уму;
— не одежда красит человека, а добрые дела;
— теплая одежда тело греет, теплое слово – душу;
— ржаной хлебушко калачу дедушка;
— хлеб всему голова;
— щи да каша – пища наша;
— гречневая каша – матушка наша;
— без хлеба сыт не будешь;
— хлеб – кормилец;
— хлеб ржаной – отец наш родной;
— если хлеба ни куска, так и в тереме тоска;
— матушка-рожь всех кормит сплошь, а пшеничка – по выбору;
— сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь;
— хлеб бросать – труд не уважать;
— если хороши щи, так другой пищи не ищи;
— голодному Федоту любые щи в охоту;
— без капусты щи не густы;
— не вырастишь овощей – не сваришь и щей;
— каша – кормилица наша;
— кашу маслом не испортишь;
— сам кашу заварил, сам и расхлёбывай;
— горе наше – гречневая каша: поел бы такой, да нет никакой;
— овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую люди хвалят;
— мать наша – гречневая каша;
— русского мужика без каши не накормишь;
— без каши обед не в обед;
— любишь кататься, люби и саночки возить;
— готовь сани летом, а телегу зимой;
— ворон за море летал, да умней не стал;
— ворона за море летала, да вороной и вернулась;
— худой мир лучше доброй ссоры;
— кто говорит, тот сеет; кто слушает – пожинает;
— от одного слова да навек ссора;
— прожуй, прежде чем проглотить, послушай, прежде чем говорить;
— красно поле пшеном, а беседа умом;
— коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Учебник Русский родной язык за 3 класс.
— где путь прямой, там не езди по кривой;
— кто друг прямой, тот брат родной;
— доброе братство милее богатства;
— брат без брата – что сокол без крыла;
— дождик вымочит, а красно солнышко высушит;
— сошлись два друга – мороз да вьюга;
— какой лес без чудес;
— ветер без крыльев летает;
— землю солнце красит, а человека – труд;
— работаешь добросовестно, так и в глаза людям глядеть не совестно;
— к чему душа лежит, к тому и руки приложатся;
— у земли ясно солнце, у человека – слово;
— не ради красы шуба, а ради тепла.
Учебник Русский родной язык за 4 класс.
— не стыдно не знать, стыдно не учиться;
— дом согревает не печь, а любовь и согласие;
— в семье согласно, так идет дело прекрасно;
— в семье, где нет согласия, добра не бывает;
— дружная семья не знает печали;
— семьей дорожить – счастливым быть;
— красна сказка складом, а песня – ладом;
— доброму слову добрый совет;
— мир не без добрых людей;
— делай хорошее для других, сам станешь лучше;
— худо тому, кто добра не делал никому;
— красное словцо не ложь;
— язык языку весть подаёт.
За 4 года обучения только по этим двум предметам мы изучаем 127 пословиц и поговорок! А они встречаются еще и в учебниках русского языка, литературного чтения, на уроках технологии, изобразительного искусства, окружающего мира.
Таким образом, обобщим полученную информацию:
1. Пословицы и поговорки сопровождают нас в течение всей учебы в начальной школе (а может и дальше);
2. Каждый человек знает и пользуется хоть и не часто в разговорной речи пословицами и поговорками;
3. Если взрослые часто и настойчиво внедряют в наше обучение эти виды устного народного творчества, вероятно, они будут полезны и важны нам в дальнейшей жизни.
4. Эксперимент: Можно ли доверять народной мудрости?
Пословицы и поговорки несут в себе мудрость народа, которая передается из поколения в поколение. Я решила опытным путем исследовать, действительно ли смысл пословиц и поговорок проверен народом?
Для начала я выбрала те, которые можно проверить опытным путем, а затем нашла их значение в книге (приложение 2).
1.Локоль близко, да не укусишь.
Согласно народной мудрости, так говорят, когда хотят дать понять- что вроде бы это и близко, легко достигаемо, но на самом деле трудно или невозможно получить.
Здесь все получилось наглядно- локоть я, как не старалась, укусить не смогла.
2. Как сыр в масле кататься.
Так выражаются, когда хотят сказать, что человек живет в довольствии, в изобилии и ни в чем не нуждается.
Я взяла три тарелки, в одну налила масло растительное, другую тарелку смазала сливочным маслом, а третью тарелку оставила нетронутой. В каждую тарелку положила кусочек сыра и начала его там катать. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила, что сыр не катился ни в одной из тарелок. Пришлось подтолкнуть его в каждой тарелке, но сыр так и не сдвинулся с места.
Тогда я решила выяснить, откуда пошло такое выражение. В этимологическом словаре поясняется так: «Раньше сыр хранили в бочке с маслом, потому что эти продукты так дольше сохранялись. А именно они были дорогими, и имелись не в каждом доме, а только у богатых людей. Поэтому народ так и говорил про богатых и зажиточных людей- как сыр в масле катается».
3. Выше головы не прыгнешь.
Самое трудное – это начало дела. Поэтому оно не всегда бывает удачным. Но это не значит, что надо отчаиваться и бросать начатое, наоборот, удача обязательно придет. Эти слова подтвердились- как я не старалась, прыгнуть выше своего роста у меня не получилось.
4. Первый блин всегда комом.
О том, что невозможно сделать, совершить ни при каких условиях. Поэтому даже и не стоит пытаться: всё равно любые попытки окажутся безрезультатными.
Да, первый блин, действительно, получился скомканным и некрасивым. Но зато остальные длины удались на славу. Хорошо, что я решила, все таки. Блины допечь! Было очень вкусно.
Из проведенных опытов мне стало понятно, что не все пословицы и поговорки стоит принимать сразу на веру. Надо уметь понимать их смысл, знать их историю. И, все же, мудрость народа в них очевидна. Как же хорошо, что до нас дошли знания от наших предков. А если пользоваться ими с умом, то и жизнь будет интереснее и легче. Как говорит наша учительница- не надо изобретать велосипед!
5. Пословицы и поговорки из учебников по «Родному языку»
Я решила вернуться к списку пословиц и поговорок из учебников «Родного языка» и «Литературного чтения на родном языке». Конечно, мы будем изучать их на уроках, разбирать смысл каждой из них, записывать и, даже, запоминать. Но мне стало интересно, смогу ли я, все таки, отличить из списка пословицы от поговорок. Я выделила для себя некоторые особенности, а одна мне очень помогла- пословица имеет некоторый ритм. Я занимаюсь в музыкальной школе по классу скрипка, и ритм мне определить совсем легко. И еще я заметила, что ритм этот в пословицах похож на рифму! Вот так я научилась различать пословицы от поговорок! Я решила составить свой словарик пословиц и пополнять его новыми пословицами, которые услышу на уроках или в жизни. У меня получился замечательный словарик! (приложение 3)
6. В.И.Даль и его словари
А еще неделю назад мы познакомились на уроке литературного чтения на родном языке с творчеством Владимира Ивановича Даля. Оказывается, он был первым собирателем пословиц и поговорок на русском языке. Любовь к этому у него появилась в детстве, потому что его родители были образованными и увлеченными людьми. Они знали больше 5 языков, прививали детям любовь к познанию окружающего мира, к языкам, к искусству. Я считаю, что путь человека начинается с его семьи, с увлечении его родителей. Мне, как и Владимиру Ивановичу, в этом плане повезло. Родители мои любят читать, вместе мы обсуждаем прочитанное, вместе работаем над моим словариком. Конечно, мой словарик не такой большой. У Даля получилось собрать, обработать и выпустить 4! тома пословиц и поговорок! У меня это пока не укладывается в голове.
Я решила тоже продолжать записывать пословицы в свой словарик, а некоторые из них буду позже иллюстрировать, потому что рисовать я тоже люблю.
Заключение
Таким образом, учитывая все сказанное, можно с уверенностью утверждать: не все пословицы и поговорки дошли до наших дней в неизменном виде. Зная их происхождение, а также систематическое использование пословиц и поговорок на уроках можно научиться их понимать, лучше в них разбираться и поэтому умело употреблять их в своей речи. Так наша речь становится разнообразнее, ярче, интереснее, а иногда и забавнее. Все это пригодится нам при написании сочинений, изложения и на занятиях по развитию речи.
Наша гипотеза подтвердилась.
Список литературы:
1.Степанов В. Словарь-игра русские пословицы и поговорки от А до Я, Москва, 1998.-239 с.
2. Мазнин И.А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей, Москва, ТЦ Сфера, 2018. – 96с.
3. Клюхина И.В. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Москва, ВАКО, 2015. – 96с.
4. Аникина В.П. Русские пословицы и поговорки, Москва, Художественная литература, 1988. -431с.
5. Дмитриева В.Г. 1000 поговорок и пословиц про всё на свете, Москва, АСТ, 2019. – 319с.
6. Александрова О.М. Учебники по русскому родному языку 1-4 класс, Москва, Просвещение, 2020.
7. Александрова О.М. Учебники по литературному чтения на родному русском языке1-4 класс, Москва, Просвещение, 2021.
Приложение 1