Будущий легендарный авиаконструктор Владимир Михайлович Петляков родился в июне 1891 года в селе Самбек Таганрогской губернии. Его отец чиновник Михаил Иванович Петляков в 1896 году неожиданно умирает и мать — Мария Евсеевна Петлякова, вместе с пятью детьми, уезжает из Москвы в Таганрог к родственникам. Матери Петлякова приходилось тяжело трудиться, чтобы дать достойное образование своим детям. Владимир Михайлович, как старший сын, будучи уже студентом механического факультета МТУ (ныне МВТУ им. Баумана г. Москва) в 1912 году бросает учебу и возвращается домой, чтобы помогать матери.
Ему приходилось работать в разных местах, в том числе в железнодорожном депо Таганрога, где Петлякова назначили исполняющим обязанности начальника службы тяги участка. Когда гражданская война окончилась Петляков продолжает учебу в МГТУ, и попутно работает лаборантом в легендарном ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт) под руководством А.Н.Туполева.

Свой первый самолёт, взлетевший 21 октября 1923 года, молодой конструктор назвал в честь своего руководителя «АНТ». Работая в ЦАГИ Петляков совместно с другими работниками КБ конструирует немало известных моделей самолётов:
Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6)
Пассажирский самолёт АНТ-14 «Правда»
Тяжелый бомбардировщик ТБ-4 (АНТ-16)
Агитационный самолёт АНТ-20 «Максим Горький»



В 1928 году Владимир Михайлович Петляков возглавил бригаду создания тяжелых самолетов. Под его руководством был разработан ТБ-3, основной бомбардировщик страны. За создание этой машины В.М.Петлякова наградили орденом Красной Звезды и Орденом Ленина. В 1937 году Петляков был арестован. Причиной ареста принято считать задержку с созданием четырехмоторного бомбардировщика ТБ-7(Пе-8), заказ на который поступил в 1934 году, но в виду сложности заказа первый самолёт этой конструкции взлетел лишь в январе 1936 года.
Петлякова осудили за организацию «Русско-фашистской партии» и отправили в Москву в закрытое КБ (ЦКБ-29). Находясь в заключении, Владимир Михайлович совместно с КБ, создает высотный истребитель с названием «100» для защиты ТБ-7 при полетах в тыл противника. А после, всего за 45 суток перепроектирует "сотку" в пикирующий бомбардировщик Пе-2. За создание легендарного Пе-2 в 1940 году Петляков и все члены его КБ получили свободу, а в январе 1941 года В.М.Петлякову вручили Сталинскую премию 1 степени.


После освобождения из заключения Петлякова назначили главным конструктором на авиастроительный завод №124 им.Орджоникидзе в Казани. 16 января на этот завод, как и на заводы №125 в Иркутске и №450 в Воронеже поступило задание начать серийный выпуск Пе-2. Кроме него в Казани продолжали выпускать ТБ-7 и транспортник Ли-2.
В январе 1942 года Петляков погиб в авиакатастрофе. Вылетев из Казани в Москву на попутном самолете Пе-2, Петляков погиб со всеми членами экипажа. Крушение произошло в результате падения самолета недалеко от деревни Мамешево в Нижегородской области.
Легендарный конструктор похоронен на Арском кладбище в Казани.

