История школы начинается с истории села…
О том, как село Фролово возникло, в документах говорится так: «В 1679 году крестьянин Фролка Ананьев со товарищи исходотайствовали эти земли под поселение и основали деревню из семи дворов…»
И стали из разных уездов прибывать на поселение сюда люди. Летели столетия, тесно стало фроловцам, одолевало малоземелье, и настало такое время, когда женатым сыновьям, пожелавшим от родителей отделиться, земельный надел стали выделять вдали от Фролово. Так возникли новые деревушки, одну из них народ прозвал Малое Фролово (ныне Тетюшский район), другую – Фроловские выселки. А родовое село стало называться Большое Фролово.
Главным украшением села Большое Фролово является православная церковь. Церковь села была построена очень давно, по некоторым данным ещё в 1857 году, но она пристраивалась, обновлялась в 1881 году. Храм села – церковь Казанской Богородицы считается трехпрестольной. Это означает, что в церкви три престола: центральный – престол Казанской Божьей матери и два боковых – Престол Пантелемона Исцелителя и Николая Угодника Чудотворца.
На сегодня в состав Болшефроловского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан входит три населенных пункта: село Большое Фролово, деревня Степановка и село Черки Дюртиле. Общая численность населения около 700 человек.
Больше – Фроловская школа была построена в 1932 году. Постройка школы была осуществлена на деньги Веры Николаевны Фигнер (дочь мирового судьи из Тетюшского уезда Казанской губернии, известная русская политическая деятельница, автор работ по истории революционного движения), с которой поддерживал связь Лаврентьев И.Е. (в то время библиотекарь Тетюшского уезда), и Михаил Иванович Анисимов («энергичный крестьянин… Он очень увлечен мыслью о сушилке» (из письма Фигнер Лебедевой)), секретарь сельскохозяйственного кредитного общества. После октябрьской революции, уже в преклонных летах, Вера Николаевна несколько раз ездила в села Тетюшского уезда, помогала школам, детдомам и просто людям, нуждающимся в участии. В селе Большое Фролово она останавливалась в семье учителя Ивана Егоровича Лаврентьева. Он и его жена Пелагея Андреевна — или, как ее называли близкие, Поленька — были энтузиастами нового строя. На всех сельских сходах звучали их речи, полные уверенности в счастливом будущем. Иван Егорович, кроме непосредственных своих учительских обязанностей, заведовал библиотекой. Он был также селькором «Бедноты», а Пелагея Андреевна — женделегаткой от села Фролово. Несмотря на большую семью — семеро детей,— Поленька вела еще курсы ликбеза, работала в сельсовете.
Письма и другие архивные документы дают представления о том, как заботилась В. Фигнер о своих земляках. Отрывки из писем Пелагеи Андреевны Лаврентьевой Вере Николаевне Фигнер о строительстве новой школы:
15 апреля 1929 года.
«…Сегодня коллективы начали ломать поповский дом и сегодня же перевезут его на площадь, а с завтрашнего начинают строить. Молодой избач (Сергей, старший сын Лаврентьевых) дело наладит живо, будет у нас своя читальня…».
1 октября 1929 года.
«Ура! Милая Вера Николаевна! Ведь у нас во Фролове теперь есть по милости молодого избача изба-читальня, клуб, библиотека (все в одном большом здании). Сегодня в нем закончат класть голландки. Хотя залезли рублей на 70 в долг, но как-нибудь от спектаклей, где субботниками, актив заработает. В день урожая будет торжественное открытие избы-читальни. Вы, дорогая, верно, уже будете у нас на торжественном открытии школы... дождемся этого дня, что наша новая школа вберет в себя и старых, и малых, и виновницу ее сооружения. Ведь так будет? Теперь ежедневно по очереди работают по 30—40 мужчин и женщин — копают под фундамент канавы в полтора метра глубины, грунт очень твердый, сколько переломали одних лопат, хорошо, что кузнецы оправляют их бесплатно (постановление сельсовета). Завтра канавы рыть кончают. Пришли уже каменщики класть фундамент. Население работает бесплатно, горячее участие принимают колхозы...»
19 октября 1929 года.
«…Дело у нас двигается. Стали возить песок и воду ежедневно по 10—12 лошадей и фундамент начали класть. Много требуется людей! Ну, вознаграждением будет красоваться школа, при которой квартира учителя и рабочая мастерская...
Сережа-избач всех работников собирает в 6 ч. утра с лошадьми тоже мне нравится в нем такая настойчивость, стойкость, выдержка. Его рабочие слушают, не лодырничают. Даром, что молод...»
2 декабря 1932 года.
«...В воскресенье или 5-6-го будет открытие школы, вот уж тогда поикаете и Вы, милая Вера Николаевна! Ну уж, достанется Вам! Ведь это Вы заставили построить у нас такую школу, вложили в нее свои средства. Предисполкома Соловьев говорил, что большой портрет Ваш готов для школы…»
И так, школа открыла свои двери ученикам. В связи с модернизацией промышленности и сельского хозяйства вышел декрет об обязательном семилетнем образовании. В 1932 году в школу были направлены все холостые парни и девчата в возрасте до 20-ти лет. Старожилы хорошо помнят, как за парты вместе с ними, малолетками, сели чубатые молодцы, которые пришли к школе с гармошками и самокрутками в зубах.
Не остались без образования и остальные неграмотные колхозники. По воспоминаниям дочери первого директора школы Александра Егоровича Лаврентьева (брата библиотекаря И.Е. Лаврентьева) Авроры, хорошисты-старшеклассники ездили по деревням для проведения ликбеза с неграмотными.
Школа стала не только образовательным учреждением, но и культурным, досуговым центром. Здесь соединяются и основное, и дополнительное образование. Насыщенной была жизнь школьников и в свободное от уроков время. Досуг часто приходилось подчинять требованиям эпохи, и он приобретал не только развлекательный, но и общественно значимый характер. В школе все большее развитие получала пионерская организация, а учащихся младших классов принимали в октябрята.
В большом почете в школе был спорт. Особенно популярны малые школьные спартакиады, победители которых участвовали в городских и областных соревнованиях. В выходные дни, в любую погоду, пионеры брали рюкзаки и отправлялись в поход, зажигали костры, пели пионерские песни.
Многие ребята принимали участие в самодеятельности. Учащиеся инсценировали и обыгрывали события, происходящие в стране и эпизоды из школьной жизни. Вообще учащиеся того времени отличались большой самостоятельностью.
Это была эпоха первых пятилеток, характерной чертой которых был высокий энтузиазм людей. С 1932 по 1961 гг. директором Больше-Фроловской школы был Александр Егорович Лаврентьев. Его супруга Мария Александровна Лаврентьева организовала детский сад. Старожилы с особой гордостью вспоминают, как они участвовали в посадке фруктовых деревьев на территории школы, где вскоре вырос в дивный сад.
В колхоз пришли первые трактора, другие необходимые для ведения хозяйства агрегаты. Молодежь стала осваивать новую технику. Селу понадобились грамотные, обученные люди. Как следствие, возросли требования к образованию. К тому же, годы стабильной жизни укрепили село. Повысилась рождаемость.
22 июня 1941 года... В этот трагический день жизнь страны, села, школы резко изменилась. Учительский состав сильно обновился: мужчины (включая директора) ушли на фронт. Им на смену в педагогический коллектив пришли учителя-женщины. Все тяготы войны легли на плечи подростков, матерей и стариков. Учебный год начинался с конца октября, так как все, кто мог, шли помогать колхозу в уборке урожая. Татьяна Васильевна Гарашина, окончившая школу в 1943 году, вспоминает: «Не хватало книг, тетрадей, чернила. Все жили бедно, еды часто не хватало. В школу ходили кто в чем. Если было тепло, ходили босиком, в мороз- галоши или валенки надевали». В годы войны на фронт ушли 427 фроловца. Навсегда остались на полях сражения 228. Вернулись 156.
Уроженец села Большое Фролово Шафранов Петр Григорьевич прошел боевой путь от бойца 112 стрелкового полка до генерала – полковника. Командующему 31 армией 3-го Белорусского фронта за успешное проведение боевых действий при проведении Восточно-Прусской операции присваивается звание Героя Советского Союза (19.04.1945 г.). Имя П.Г. Шафранова носят судно ММФ в Калининграде и улицы в городе Буинске и в селе Большое Фролово Республики Татарстан. Материалы о боевом пути П.Г. Шафранова помещены в музеях г.г. Твери, Осташкова, Ржева, Карачева, Орши, Велижа, Минска, Смоленска, Буинска и др.
Кончилась война. В село вернулись мужчины. Вернулся и директор школы А.Е. Лаврентьев. Он продолжил руководить школой и преподавать географию. Его называли «энциклопедия на ногах». Школа зажила новой жизнью. Бывшие ученики с особой теплотой вспоминают завуча школы Стебленко Анну Степановну, которая была еще и учителем русского языка и литературы (до 1946 г.).