21 апреля 2024 года мы посетили Дом Кино в Санкт- Петербурге. В холлах расположена выставка студенческих работ художников кино по костюмам.
«Художник постоянно должен задавать вопросы себе и всем создателям фильма, не давать покоя режиссеру, искать смысл во всем, что он делает» - говорил основатель кафедры Мастерства художника кино и телевидения, известный петербургский художник Петр Петрович Конников. Вместе со своей верной спутницей, художником кино по костюму Ларисой Павловной Конниковой в Санкт-Петербургском Государственном университете они в 2007 году создали уникальную школу кинохудожников со своими принципами и методами обучения.
Рисование здесь далеко как от академического, так и от дизайнерского подходов: острая композиция, гротеск, неожиданная постановка или смелое сочетание техник. Каждое учебное задание само по себе уже шедевр педагогического мастерства, аналога которому нет ни в одной учебной программе. Всё построено так, чтобы научить художника образно мыслить на уровне режиссерского замысла: уметь создать всю образную систему фильма от пуговицы на костюме до масштабных декораций.
Представленная выставка посвящена обучению будущих художников кино и телевидения по костюму.
Специфика этой профессии, в первую очередь, заключается в умении создать образ персонажа, отразить его характер при помощи костюма.
Костюм в фильме - не только достоверная деталь, не украшение, не эффектное цветовое пятно, не «фасончик», не подиумная модель, а ключ к роли, который должен помочь актеру перевоплотиться в героя произведения.
На выставке есть работы по Живописи и Рисунку, где учебная постановка предполагает не просто срисовывание с натуры, но обобщение образа и размышление над увиденным. Так у Любови Дегтяревой из позирующего натурщика в костюме Ивана Царевича появился задумчивый портрет актёра в костюмерной: зажатый в угол двумя вешалками, как жизнью и игрой, человек в перерыве бесконечно длящегося спектакля.
Или натурщица в полосатом трико на картине Анастасии Поташкиной «Канатаходка» как только оторвалась от пола в воображении автора, превратилась в Феллинивскую Сарагину на канате....
Но основную часть экспозиции составляют работы по Композиции, где студенты пробуют создать видимый мир заданного им литературного произведения.
Работа с серьёзной литературой - обязательное условие обучения художников кино на кафедре. На фоне современного уровня сценарного мастерства внимательный анализ достойной литературы даёт шанс научить художников в дальнейшем отличать зёрна от плевел, понять, с каким литературным материалом в кино можно работать, а от какого лучше отказаться.
Диапазон литературы чрезвычайно широк: от Э.Т.Гофмана до Саши Соколова, от Бориса Шергина до Уильяма Шекспира. Но везде стоит главная задача - зримо воплотить свой, неповторимый образ персонажей и произведения. Сентиментальные дамы из английского романа, герои Одиссеи и трогательный взгляд молодого человека на кукольную туфельку из сказки В.Одоевского - всё это новорождённые миры, готовые раскрыться на киноэкране в бережных руках понимающего режиссера.
На выставке представлены учебные работы студентов из творческих мастерских наших выдающихся художников кино по костюму:
Ларисы Павловны Конниковой («Гослодин оформитель», «Цветы календуль», «Молодая Екатерина», «Бедный, бедный Павел», «Царская охота») и мастера по Рисунку и Живописи - Петра Петровича Конникова
Екатерины Юрьевны Шапкайц («Хрусталев, машину!», «Трудно быть Богом», «Тарас Бульба», «Союз спасения», «Викинг») Инессы Олеговны Снежкиной («Последняя дорога», «Сказка про влюблённого маляра», «Сонька, Золотая ручка», «Контрибуция», «Так сложились звёзды») и мастера по Рисунку и Живописи - Петра Георгиевича Татарникова и другие…
Сегодня на кафедре учат трём специальностям «Художник-постановщик кино и телевидения», «Художник кино и телевидения по костюму» и
«Художник мультипликационного фильма». На каждую из них набор осуществляется раз в три года по очереди.