Сегодня я хотела бы рассказать историю здания, в котором находится Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан - Усадьбы Сандецкого.
На одной из центральных исторических улиц Казани - улице Карла Маркса, которая раньше называлась Грузинской, в 1903 году началось строительство особняка для командующего Казанским Военным округом, куда входили все города Поволжья, включая Самару, Саратов, Уфу, Пермь, Оренбург, Астрахань и т.д. – всего около ста гарнизонов.
В тот период командующим Казанским округом был И.Карасс и именно при нём в 1906 году особняк и был достроен. Но с 1907 года на должность командующего был назначен А.Г.Сандецкий, который и поселился в этом роскошном городском дворце.
Дворец имел три входа. Из парадного входа можно было напрямую пройти в приёмную генерала, рядом с которой находился его рабочий кабинет. Сегодня в этих комнатах находятся экспонаты русского искусства.
Второй вход предназначался для членов семьи генерала и вёл на второй этаж – в жилые покои.
Третий вход в особняк находился со стороны двора, на котором были размещены флигель, домики для прислуги, кухня, прачечная, баня, холодильник-ледник для мяса, конюшня и т.д.
Так что условия для проживания семьи командующего Казанским округом были очень хорошие.
Каким же он был - генерал Сандецкий, чья фамилия закрепилась за этим особняком навсегда?
Выходец из польской дворянской семьи Александр Генрихович Сандецкий выбрал для себя карьеру военного и в начале 20 века служил в Екатеринославле (нынешнем Днепропетровске). Во время революционных выступлений рабочих в 1905 году Сандецкий смог подавить местное восстание, и именно после этих решительных действий начался его быстрый карьерный рост.
В начале 20 века беспорядками и революционными волнениями был охвачен и весь Казанский округ, а командующий Карасс не мог противостоять этим выступлениям с необходимой решительностью. Поэтому на его пост императором и был назначен более решительный и бескомпромиссный генерал А.Сандецкий.
Генерал был строг и безжалостен к себе и подчинённым. Он был воздержан в еде, занимался спортом, купался в проруби, т.е. вёл здоровый образ жизни и был в хорошей форме, чего требовал и от своих подчинённых.
При нём Казанский военный округ вышел на лучшие показатели в стране по стрельбам, строевой и другим военным дисциплинам. В период Первой Мировой войны из Казанского военного округа формировались основные полки для действующей армии.
Что бы не говорили про Сандецкого, но надо иметь в виду, что он отдал российской армии 40 лет своей жизни, получил за службу 10 орденов, 5 медалей, несколько знаков отличия и благодарности от императора.
После захвата Казани революционной Красной армией в 1918 году генерал был арестован и расстрелян.
А генеральский особняк перешёл к новому советскому командующему тем же Казанским округом - Николаю Ершову, имя которого сегодня носит одна из центральных улиц Казани. И в тот период, и во времена последующей за этим Гражданской войны, когда Казань была занята белочехами, особняк подвергался разорению и грабежам. А грабить во дворце было что! Были там и персидские ковры, и коллекция оружия, и дорогие предметы интерьера.
После революции в разграбленном особняке остались только стены и ограда. К слову, чугунная ограда вокруг усадьбы – один из лучших образцов чебаксинской художественной ковки.
После прочного установления советской власти, в середине 20-х годов Особняк Сандецкого, находящийся на окраине города, был превращён в туберкулезный санаторий, летняя терраса стала солярием, а во дворе особняка был установлен морг. Для лучшей санобработки помещений были сняты шёлковые обои, люстры, многие детали лепнины и т.д.
К середине 60-х годов Особняк оказался уже в центре разросшейся Казани и поэтому туберкулезный санаторий переместили в другое место, а освободившееся здание решили приспособить под городской Музей ИЗО, коллекции которого уже требовали к этому времени новых площадей.
Чтобы избавиться от источника заражения – туберкулезной палочки – была проведена дезинфекция, во время которой ликвидировались многие камины и часть лепных украшений, перемещённых на чердак. Кроме того, три года особняк стоял на карантине.
В сегодняшней Казани Особняк Сандецкого является одним из красивейших зданий города начала 20 века. Его авторство приписывалось нескольким казанским архитекторам, в том числе и К.Мюфке, и Ф.Р. Амлонгу, но скорее всего для постройки был использован просто адаптированный типовой проект дворцовых строений, применяемый во многих городах России в тот период.
Внешний вид дворца сохранился практически в первоначальном виде, несмотря на все превратности судьбы. А его внутреннее содержание притягивает к себе многочисленных туристов и самих казанцев. Ведь здесь можно увидеть великолепные постоянные и временные экспозиции самых известных отечественных художников.
Кроме музейных экспонатов интересно осмотреть и само здание. После недавней реставрации интерьеры залов выглядят обновлёнными и нарядными. Особенный интерес представляют восстановленные изразцовые печи. Всё в музее очень современно и достойно тех замечательных экспонатов, которые тут представлены.