Сегодня расскажу о замечательном музее Бориса Пастернака. Период пребывания в городе на Каме известного писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 1958 года Бориса Леонидовича Пастернака представляет особый интерес. Б. Пастернак приехал в Чистополь 18 октября 1941 года в числе последней группы эвакуированных писателей. К этому времени его семья — жена Зинаида Николаевна с детьми, уже находилась в Чистополе в интернате Литфонда. Борис Леонидович сумел снять небольшую комнату в доме Вавиловых, расположенном по адресу ул. Володарского, 75. Комната соседствовала с хозяйской кухней, окна её выходили на улицу Володарского и городской сад.
Именно в этом доме, сохранившимся почти без изменений со времен Великой Отечественной войны, 10 февраля в 1990 году был открыт Мемориальный музей Бориса Пастернака в г Чистополь. Первоначально музей состоял из двух мемориальных комнат и тематической экспозиции «Чистопольские страницы», посвященной пребыванию деятелей литературы и искусства в Чистополе в годы войны.
Воссоздание обстановки мемориальных комнат происходило на основе воспоминаний людей, бывавших в гостях у Бориса Пастернака, и хозяев квартиры. Кроме того, внутреннее убранство дома было подробно описано в книгах и воспоминаниях Александра Гладкова. Предметы, находившиеся в комнате писателя, сохранились на момент создания музея, они представлены в экспозиции и имеют мемориальное значение.
Открытие Мемориального музея положительно повлияло на развитие культуры города и региона, позволило привлечь в музей новые категории посетителей и открыло возможность популяризировать творчество Бориса Пастернака и других писателей, находившихся в эвакуации в Чистополе в годы Великой Отечественной войны. Долгое время музей вынужден был соседствовать с жилыми помещениями нескольких чистопольских семей, и довольствовался малыми площадями: музей занимал две двухкомнатные квартиры общей площадью 111 кв. метров. Экспозиционная часть была крайне мала и не отвечала нормам музея и требованиям современного посетителя.
Как рассказала нам экскурсовод, что эти две комнаты удалось восстановить в подлинном виде. В комнате, которую снимал Борис Леонидович, всегда было холодно из-за какого-то нелепого расположения печей, ходить приходилось через кухню общего пользования, где шумели три примуса. Иногда чтобы температура сравнялась, Пастернак открывал дверь на кухню. Часто к шуму примусов присоединялись звуки патефона. Всё это неслось в комнату где работал Борис Пастернак.
Если описывать комнаты Бориса Пастернака, она средней величины и побелены, посредине стены идёт бордюр с чёрными и красными птицами. Рабочий стол Бориса Леонидовича и несколько стульев.
В углу подобие шкафчика.
В комнате светло. На столе чернильница, кучка карандашей, лезвие для бритвы, стопка старых писем.
Сам Борис Пастернак говорил: «У меня простые и страшно симпатичные хозяева и очень хорошая комната в хорошей части города. На столе и окнах у меня цветы в горшках как везде в Чистополе».
В Чистополе Пастернаку очень легко работалось, об этом он постоянно всем говорил, что чистопольский воздух располагает к работе. Рабочий стол писателя самое сакральное место в комнате здесь за переводами Шекспира он переносился в далёкую Верону и посещал Рим цезарей, размышлял о трагической судьбе Цветаевой и готовил черновые материалы для будущего романа.
Вот сколько я узнала в музее и это далеко не все. В следующем посте расскажу о том, как музей получил разрешение на расширение. Читайте, ребята!