Жемчужиной Казанского Кремля поэтично называют архитектурный символ Казани — башню Сююмбике, которая, кроме своей исторической значимости, также известна, как объект городской мифологии. Это одна из так называемых падающих башен, поскольку имеет сильный вертикальный наклон на северо-восточную сторону.
Высота башни Сююмбике — 58 м, а расположение внутри Кремля на возвышенности, в отдалении от крепостных стен, определило ее назначение в качестве сторожевой, или дозорной, башни. Панорамный вид на Волгу и Казанку, а также окрестности Кремля, как нельзя лучше подходил для оборонительных целей.
Каким же образом башня Сююмбике связана с царицей Сююмбике — одной из легендарных женщин в истории исламского мира, женой казанских ханов Джан-Али и Сафа-Гирея, прапраправнучкой главы династии Ногайской Орды — Едигея, которая несколько лет была правительницей Казанского ханства?
По одной из мифологических версий царица построила башню в честь своего любимого мужа Сафа-Гирея, умершего в 1549 г. По другой — башню соорудили за 7 дней по приказу Ивана Грозного, который пожелал взять Сююмбике в жены, но та с горя бросилась с седьмого яруса башни.
В реальности, зафиксированной в документах, царица Сююмбике вместе с сыном Утямыш-Гиреем была предана своими мурзами и выдана Ивану Грозному вместе с казанской казной. Через полтора года против ее воли Сююмбике выдали замуж за хана Шах-Али, а ее сын остался на воспитание при царском дворе.
Как видим, сказки — сказками, но и жизнь царицы была не менее трагичной. Возможно, это и стало причиной, по которой в начале 19 века за башней закрепилось нынешнее название, как память о ханском времени, символом которого была Сююмбике.