С 18 января на 2 этаже Республиканской детской библиотеки им. Р.Миннуллина в читальном зале начала свою работу передвижная выставка из фондов Национального музея Республики Татарстан «Духовно рожденный в Казани», приуроченная к 155-летию со дня рождения русского писателя, литературного критика и публициста Максима Горького. Мы тоже не упустили возможность познавательного обзора.
Выставка повествует о периоде жизни писателя в Казанском крае (1884 - 1888 гг.).
Алеша Пешков, будущий писатель Максим Горький, жил в Казани с 1884 по 1888 год.
Потом он не раз посещал наш город. Например, в 1889 и 1890 годах приезжал в качестве связного между казанскими и нижегородскими революционными кружками. В 1928 году, путешествуя по СССР, посетил Казань, будучи уже известным писателем.
Максим Горький писал: “Физически я родился в Нижнем Новгороде, духовно – в Казани”.
Он приехал в Казань в августе 1884 года 16-летним подростком. Его пригласил приятель-гимназист Николай Евреинов, отдыхавший на каникулах в Нижнем Новгороде. У Пешкова была мечта – учиться в Казанском университете, но ей не суждено было сбыться.
Евреинов ввел его в круг своих знакомых, где было много прогрессивно настроенной молодежи из казанского отделения “Народной воли”. Их пламенные речи во многом способствовали тому, что юноша из Нижнего решил посвятить себя служению революционной идее.
12 декабря 1887 года Алеша Пешков едва не закончил свой земной путь. Купив на скобяном базаре револьвер, он пришел на Федоровский бугор у реки Казанки (ныне здесь расположен НКЦ “Казань”). К счастью, пуля, направленная в сердце, всего лишь пробила левое плечо. Тем не менее Алеша едва не скончался от потери крови. Сторож Федоровского монастыря Мустафа Юнусов вовремя привез юношу в земскую больницу (сейчас в этом здании на ул. К.Маркса находится кардиологический центр).
О том, что вызвало желание покончить жизнь самоубийством, пишут разное. По одним данным, принцип малодушия, которого Горький потом стыдился, был вызван смертью любимой бабушки – Акулины Ивановны.
Вторая версия – разочарование в революционной борьбе, вызванное арестами казанских студентов после сходки в университете в начале декабря 1887 года. Некоторые исследователи считают, что всему виной неудача на любовном фронте: Пешков влюбился в Марию Деренкову, но та не ответила взаимностью. Одно известно точно: в предсмертной записке он обвинил… немецкого поэта Гейне, “выдумавшего зубную боль в сердце”.
Приходил в себя будущий писатель в Красновидово, а потом отправился странствовать по Руси великой. Максим Горький всегда помнил наш город, своих казанских друзей. Здесь родились сюжеты 20 его литературных произведений. Побывав на самом дне общества, он описал его в своих рассказах: “Бывшие люди”, “Хозяин”, “Двадцать шесть и одна”, “Коновалов”. На автобиографическом материале написана повесть “Мои университеты”.
Кстати, по мотивам этой повести режиссер Празат Исанбет поставил в Татарском академическом театре имени Г.Камала спектакль “Как звезды в небе”, в котором играли Ш.Биктемиров, Р.Тазетдинов, Р.Зиганшина, Ш.Асфандиярова, Н.Аюпов, Р.Мотыгуллина и другие известные актеры. Театровед И.Илялова в своей рецензии назвала его парафразом пьесы Горького “На дне”.
Литературоведы зафиксировали немало случаев, когда Казань и казанцы встречаются в сочинениях, напрямую не связанных с нашим городом. Так, внешний вид Казани они нашли в “Фоме Гордееве”, один из героев романа “Жизнь Клима Самгина” Степан Кутузов был студентом Казанского университета. Героями его сочинений не раз бывали татары, с жизнью которых он познакомился в Казани, в том числе Асана, герой пьесы “На дне”.
Свои первые рассказы Пешков публиковал в казанской газете “Волжский вестник”. Максим Горький стал следить за татарской литературой еще до революции. В 1909 году он рекомендовал перевести на русский язык стихи Габдуллы Тукая, и такие переводы вскоре появились. В 1911-1912 годах он предлагал издать на русском языке “Татарский литературный сборник” и вел оживленную переписку по этому поводу с Казанью. Он принимал участие в редактировании присланных материалов. Не ослаблялись связи с татарскими писателями и после революции.