Всем пламенный привет из санатории «Танып». Во время отдыха я не забывал о своих культурных походах… Один из них это посещение выставки картин на бересте. Я такие шедевры увидел впервые, и немного изучил как это делается. Хочу и с вами поделиться!
Бересту добывают только с рубленных или с поваленных деревьев. Заготовить бересту можно в любое время года. Весной и летом береста бывает наиболее прочная и гибкая, зато осенью, когда трава уже пожухла и листва с деревьев опала, хорошо видны поваленные берёзы. Береста легко снимается со стволов диаметром от 20 см и больше.
Для хранения заготовленную бересту обязательно надо сложить стопкой под пресс, предварительно высушив 2-3 недели в нежарком месте (тогда береста не будет коробиться). Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставалось некоторое расстояние для просушки. Если же береста слишком пересохнет и станет ломаться, то её можно смочить водой и ещё раз слегка подсушить. Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Сложенная пластами береста может храниться годами. Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой.
Распиная береста — один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестяных изделий. Для росписи обычно используют темперу или гуашь, а для закрепления росписи — масляные лаки. Сегодня чаще всего расписываются берестяные туески и посуда. Традиционно в росписи используют красный, жёлтый, реже зелёный, коричневый, голубой или синий цвета. Форма и назначение окрашиваемого изделия определяют композицию росписи. В основном в росписи используют растительные мотивы — цветы и листья. Так же как и в росписи по дереву, здесь применяется небольшое количество красок. Главную роль играет цвет фона, от которого и зависит яркость росписи.
Перед тем, как расписывать поверхность берестяного изделия, место под роспись необходимо загрунтовать. Грунтовку готовят из смеси мела со столярным клеем и доводят до состояния густой сметаны. Грунт наносят тонким слоем на наружную поверхность, тщательно разглаживая его в углублениях. Для этого используют небольшой шпатель. Затем берестяное изделие сушат при комнатной температуре в течение 6-8 часов, после чего зачищают мелкой шкуркой, чтобы поверхность была ровной. Затем следует окраска белилами, сначала жидкими, потом более густыми, и сушка, после чего берестяное изделие расписывается и лакируется. Лакируют бересту дважды, просушивая каждый слой в течение суток.
На бересте также можно рисовать темперными красками, а также гелевой ручкой, тушью или гуашью.