В 2023 году исполняется 100 лет двум художественным региональным объединениям бывшей Казанской губернии – Татарского филиала Ассоциации художников революционной России (ТатАХРР) и Татарского отделения Левого фронта искусства (ТатЛЕФ). (1923). В последние десятилетия очень востребованным оказался художественный авангард, у которого есть активная выставочная и исследовательская история, а художники-реалисты 1920-1930-х гг. незаслуженно остались на обочине интереса. Сегодня важно сместить оптику взгляда, чтобы увидеть явление в полном объеме, во всех его противоречиях и достижениях.
ТатАХРР и ТатЛЕФ, также, как и столичные объединения, являлись антагонистами по своей идеологии и художественным принципам, и определили противостояние художественных сил на местной арене, однако, позднее эти различия были нивелированы. ТатАХРР впоследствии становится основным ядром организованного в 1935 году единого Союза художников ТАССР.
Основной точкой схождения разнородных творческих сил была бывшая Казанская художественная школа, пережившая после революции несколько трансформаций от художественных мастерских, института и, наконец, к техникуму. Художники, которые здесь работали, исповедовали разные творческие и идеологические устремления: левые и правые, молодые из крестьянско-пролетарской среды, и из «бывших» - все они жили в одно время и создавали вместе новое искусство. Работая бок о бок, имея разные программные задачи (а такие ли уж разные?), художники должны были вместе сосуществовать, переживая антагонизм и неожиданные союзы. Справедливости ради отметим, что местные лефовцы были несколько консервативны, не отличаясь радикальностью столичных художников, возможно поэтому их деятельность так часто пересекалась.