В Московском Кремле, в галерее церкви Ризоположения находится очень интересный музей церковной деревянной скульптуры.
Небольшая экспозиция, размещенная в крытой галерее храма, знакомит посетителей с коллекцией деревянной скульптуры Музеев Московского Кремля. Представленные на выставке монументальные иконные скульптурные образы, резные иконы, небольшие кресты и складни дают представление о развитии этого вида церковного искусства на протяжении нескольких столетий от XV до XIX века.
Основу коллекции составляют произведения, главным образом, выдающиеся по своему художественному качеству памятники монументального характера и исторически связанные с Кремлем, его храмами и монастырями.
Большинство из них относится к XVII веку — времени расцвета деятельности Оружейной палаты, ставшей тогда крупнейшим художественным центром России. В собрании также представлены произведения различных видов резьбы таких культурных центров как Москва, Новгород, Ростов Великий, монастыри Русского Севера.
Создание коллекции, насчитывающей около восьмидесяти экспонатов, — итог целеустремленной собирательской деятельности музея с 1918 по 1931 год. Исключительная роль в этом принадлежит Николаю Николаевичу Померанцеву (1891–1986 гг.), вся жизнь которого была отдана делу сохранения, реставрации и исследования памятников древнерусской культуры.
История русской деревянной скульптуры насчитывает несколько веков. Памятники деревянной пластики составляли неотъемлемую часть русской средневековой культуры. В их число входили не только статуи святых и резные иконы, выполнявшие ту же роль в системе убранства православного храма, что и живописные иконы, но и резной скульптурный декор и украшенные резьбой предметы быта. Созданные искусными мастерами-резчиками из различных пород дерева, скульптурные и резные иконы золотили или раскрашивали, используя чисто иконную технику — темперу по левкасу. Первые сохранившиеся до наших дней рельефные изображения святых, выполненные из дерева, датируются концом XIV века. В течение следующих столетий церковная резьба получила широкое распространение на Руси, в особенности в Москве, Новгороде, Пермском крае, в городах и монастырях Русского Севера.
Многие памятники, созданные, в большинстве своем, безымянными мастерами из этих художественных центров, представлены на выставке. В богатстве их форм и самобытности художественных решений прослеживается мощная традиция, уходящая корнями в глубокую древность.
Размещенные в трех витринах в рамках небольшой экспозиции произведения деревянной пластики дают представление о многообразии практически всех видов древнерусской скульптуры — от монументальных скульптурных икон до миниатюрных крестов и складней.