За неделю до нового года маме позвонила незнакомая женщина. –« Мы хотим пригласить Сашу выступить на новом фестивале имени Мусы Джалиля, концерт пройдет в канун нового года в Доме дружбы народов, очень нужны хорошие чтецы». И хотя я должен был поехать к бабушке на зимние каникулы, я согласился выступить на этом концерте. И я не пожалел об этом! В самом начале концерта женщина, которая звонила моей маме сказала- «Я рада открыть концерт памяти моего деда- героя Советского Союза Мусы Джалиля».
Ей оказалась внучка знаменитого татарского поэта- Татьяна Михайловна Малышева. Рядом со мной сидел мальчик- Мустафа, я его знаю по Международному конкурсу им. Г. Тукая. Он прошептал мне в ухо- «Смотри, в зале дочка Мусы Джалиля!»
С Чулпан Мусеевной Залиловой я познакомился еще в прошлом году. Я занял третье место на самом большом конкурсе чтецов в Татарстане «Джалиловские чтения».
После концерта Чулпан Мусеевна подписала мне «Моабитские тетради»- книгу, которую Муса Джалиль написал сидя в нацисткой тюрьме.
Это два блокнота, в которых содержаться 93 стихотворения.
Одна книга написана арабской, а другая латинской графикой. Оригинал этой книги хранится в Национальном музее Республики Татарстан. Ее показывают публике только один раз в году- 15 февраля в день рождения поэта. Зато копию можно увидеть в музее-мемориале Великой отечественной войны в Казанском кремле, и мезее-квартире Мусы Джалиля, там же есть и Коран- священная книга всех мусульман, на которой молились члены группы Курмашаева перед казнью.
Их имена можно увидеть на стеле около памятника Мусе Джалилю рядом с Казанским кремлем.
В этом же музее хранится письмо поэта к своей любимой дочери.
Дорогая моя Чулпаночка!... Так начинается письмо. Джалиль едет на фронт не зная своей страшной судьбы. Он не сомневается в победе Красной Армии над «мерзавцами- фашистами», пишет, что «скоро все будет спокойно и хорошо». Муса Джалиль служил на Волховском фронте, на этом же фронте служил и мой прадед –Кузьмин Иван Егорович. Летом я с мамой был в Санкт-Петербурге и ездил в Волхов на Валимский рубеж, в места где воевал Муса Джалиль и мой прадед и где фашистам был дан первый решительный отпор.
Через четыре месяца Джалиль будет тяжело ранен и попадет в плен, через два года он будет казнен в тюрьме Плетцензее в Берлине. В письме Джалиль рассказывает, что написал книгу стихов для своей любимой дочки.
Я стоял на посту, а в рассветной мгле
Восходила Чулпан- звезда
Словно дочка моя Чулпан на земле
Мне тянула руки тогда
Когда я уходил, почему ты с тоской
Поглядела в глаза отца?
Разве ты не знала, что рядом с тобой
Бьется сердце мое до конца?
В тревожных строках этого стихотворения уже чувствуется приближение страшного конца поэта. Находясь в плену, Муса Джалиль вступил в подпольную группу среди легионеров «Идель- Урал». Он устраивал побеги военнопленных, вербовал новых членов организации, участвовал в организации восстания военнопленных. С помощью предателя гестапо вышло на след подпольной организации, было арестовано несколько сотен человек, в числе арестованных был Муса Джалиль и Абдулла Алиш, чье имя носит гимназия № 20 г. Казани, в которой я учусь. В этом году в нашей гимназии установили памятник Абдулле Алишу.
Их бросили в тюрьму смерти Моабит. Пытки продолжались несколько месяцев. Самые сильные и проникновенные стихи были написаны Джалилем именно в этой тюрьме. Позже они были опубликованы в сборнике «Моабитские тетради». Они обладают огромным воздействием на людей и считаются одними из самых сильных стихов о войне. В своих стихах Джалиль клеймит фашистов за варварство, за жестокость.
Терпи сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь.
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь
Две жизни и одна любовь!
Но в этом сборнике есть и светлые, чистые стихи, в которых чувствуется любовь к своему родному краю, к своему народу, стихи о любви, о мирной жизни, о забавных случаях. Джалиль вспоминает о днях полных любви, когда он жил в Казани.
Познакомиться с казанским периодом поэта можно в его квартире-музее. Я как раз читал такое забавное стихотворение, которое называется- «Влюбленный и корова».
Меня очень тепло встретила публика, все смеялись и хлопали в ладоши. Для меня поэтессой из Сочи- Валентиной Партиной был сделан совершенно новый перевод этого стихотворения. Летом мы сняли клип на этот стих. Как вы думаете где можно найти корову в Казани? Конечно в ветеринарной академии!
На концерте все чтецы читали стихи из «Моабитских тетрадей». Особенно мне заполнились стихи в исполнении ученика из 175 гимназии. Наверное, после трагедии, которая произошла в этой школе в прошлом году, стихи о жестокости в отношении детей звучат особенно осмысленно и проникновенно.
После каждого номера чтецов- был музыкальный номер, в исполнении юных музыкантом- учащихся музыкальных школ г.Казани и стипендиатов фонда «Арт-линия», который возглавляет внучка поэта.
Дети играли превосходно! На концерте звучала разная музыка- и русская, и зарубежная классика, музыка татарских композиторов и народная музыка в обработке.
Дети играли на разных музыкальных инструментах- на фортепиано, скрипке, виолончели, аккордеоне, скрипке, гобое.
Самым ярким номером концерта, несомненно стало выступление правнучки Мусы Джалиля – Елизаветы Малышевой-Джалиль. Она учится в центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Елизавета играла на скрипке, а аккомпанемент на фортепиано исполняла ее мама- Малышева Татьяна Михайловна. Она профессиональный музыкант и окончила Гнесинскую академию. В конце концерта всем нам вручили дипломы и сладкие подарки.
Как и многим военным, попавшим в плен, Джалилю вынесли обвинение в предательстве Родины. Восстановление доброго имени Джалиля пришло только в 1953 году, в 1956 году ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Летом я был в Москве, в музее Победы на Поклонной горе и в зале Славы нашел имя славного сына татарского народа – поэта героя Мусы Джалиля.
В музеемемориале ВОВ в Казанском Кремле тоже есть свой зал Славы, где можно увидеть фотографию Мусы Джалиля, если её открыть, то там будет шкафчик, в котором лежит письмо к дочери.
Свое письмо дочке Джалиль заканчивает словами : «Ну пока! Крепко обнимаю тебя. Целую. Папа!»
С Чулпан Мусеевной я снова встретился на Гала-концерте «Джалиловских чтений» в феврале этого года, ведь в этом году его выиграла моя мама!