Кожа - природный материал, который всегда в цене. Кожа практична и эргономична. При этом она может быть такой нарядной, что глаз не отвести!
Именно такую красоту – татарскую узорную кожу – можно увидеть сейчас на выставке в Национальном историческом музее РТ.
На выставке можно увидеть различные изделия из кожы, выполненные арскими умельцами- сапоги, туфли, подушки, панно.
Можно познакомится с инструментами, с помощью которых создаются эти удивительные вещи.
Обработка кожи имеет тысячелетнюю историю. Известны различные техники – тиснение, выжигание и шитьё по коже. Но такой вид уникальной техники, не встречающейся у других народов, как кожаная мозаика, не представлен в археологических материалах. В музеях Татарстана имеются образцы кожаной мозаики не ранее XVIII века.
Нельзя определенно сказать, была ли она до этого времени. В источниках фигурирует понятие «узорная кожа». Но не понятно, что именно имеется в виду – то ли это шитье, то ли тиснение, то ли мозаика. При раскопках на территории Казанского кремля, как и в Булгарах, была обнаружена обувь, декорированная тиснением.
Целый раздел выставки посвящён истории развития этого ремесла в Татарстане, представлены уникальные фотографии артелей.
Мозаику не надо путать с аппликацией. В аппликации узоры пришиваются на поверхность кожи, а в кожаной мозаике - вырезаются из разноцветных кусочков кожи узорные детали, которые сшиваются друг с другом встык.
При этом используется оригинальный шов из специальных нитей, которые определённым образом накручивают и стягивают кусочки кожи. Подобный шов не встречается у других народов, только в искусстве казанских татар. Ученые предполагают, что он имеет истоки, восходящие к древнетюрской эпохе.
Само появление сапог связано с традицией наездничества на конях. Поэтому, чтобы не повредить коня, сапоги шили из очень мягкой, хорошо выделанной, кожи.
Такие сапоги - ичиги - имели и очень мягкую подошву. Позднее, в жизни городских и сельских татар, мягкие сапоги были удобны для ношения в помещении и совершения намаза. Поэтому, они сохранили свою популярность и при выходе на улицу, поверх мягких ичигов одевали специальные кожаные кавуши (подобие галош) на твердой подошве.
В технике кожанной мозаики делают не только сапоги, но и сумки, подушки, панно.
Татарское декоративное искусство не уступает лучшим мировым образцам. Поэтому наша задача - не разрушать его, а бережно сохранять и развивать его классические образцы.