На открытии выставки в Краеведческом музее «Татарский аргамак» о татарской породе лошадей очень интересно рассказал Фарид Масабихович Набиуллин - основоположник восстановления и разведения татарских лошадей.
Внешность у татарской лошади невзрачная. Кони низкорослые, телосложение сухое. На первый взгляд кажется, что животные слабые и хилые, но это впечатление обманчиво. Татарская порода лошадей очень выносливая. Фарид Масабихович обратил наше внимание на различия анатомического строения бульдога и волка, тяжеловоза и коня татарской породы.
Бульдоги и тяжеловозы сильные, крепкие, но не выносливые. На преодоление больших расстояний строение их тела не рассчитано. А у волков и лошадей татарской породы ноги, подтянутые, расположены близко к корпусу. Взяв темп, они могут преодолевать большие расстояния и идти долгое время. Поэтому физиология имеет большое значение.
В Конном дворике Алмакай успешно проходит эксперимент. Табун лошадей татарской породы в течение двух лет свободно пасётся на просторах Лениногорского района на скудном пайке, «подножном корме». В зимнее время года лошади могут тебеневать, или копытить, то есть выкапывать траву из-под снега. Термин «тебенёвка» происходит от киргизского «тебень», что означает зимнее пастбище. Если буран, лошади спускаются в низовье, едят камыш – он очень сладкий, содержит сахарозу, фруктозу, аналогичен сахарному тростнику. Как только безветрие, табун поднимается в горы, копытит снег. Кобылы благополучно вынашивают жеребят. Но лошади знают своего хозяина, через два-три дня Фарид Масабихович приезжает, проведывает их. Лошади его допускают в табун, доверяют ему. Если же незнакомого человека встречают, то перед ним встает жеребец и ждет, пока табун отойдет на безопасное расстояние.
Фарид Масабихович рассказал интересный случай. Приехала комиссия, чтобы посмотреть на лошадей. Сначала поехали на машинах в горы, потом пешим ходом по натоптанным лошадьми тропам. Наконец, увидели пасущийся табун. Вдруг резкий шум, на группу людей несется, скачет жеребец, осталось 20 метров. Кобылы жеребят собрали в центр, сами выстроились вокруг. Фарид Масабихович выскочил навстречу жеребцу и закричал: «Султан, Султан, это я, остановись, успокойся!». Султан услышал хозяина, узнал. Резко взбрыкнул, вздыбился, встряхнул головой и уже спокойно пошел к своему табуну. Члены комиссии были в шоке, испугались, растерялись. Потом, проанализировав ситуацию, поняли, что произошло. 10 человек шли по лошадиной тропе в сумерках один за другим, как волки. У лошадей сработал инстинкт защиты от волков. В центр круга концентрируются жеребята, защитным кольцом их окружают кобылы, а вокруг скачет жеребец. Сильный жеребец может всю ночь скакать вокруг табуна и ни один волк не сможет подойти и нанести вред лошадям и жеребятам. Татарские жеребцы могут использоваться в качестве охранников табуна, потому что они не бояться диких зверей и могут рассматривать в качестве противника даже дикого медведя.
Другая часть лошадей находятся на территории Конного дворика Алмакай. Они обученные, спокойные, покладистые. Агрессия этим скакунам не присуща. Очень много детей, семей с экскурсиями приезжают в Алмакай, чтобы пообщаться с этими удивительными животными.
Лошади быстро привыкают к человеку и с удовольствием слушаются его. Кроме того, они отлично ладят с детьми. Татарские кони умны и послушны. Они откликаются на команды наездника, ими легко управлять. Норов этим животным не присущ. Представители породы привыкают к хозяину и охотно подчиняются ему.