Памятник - бюст Всеволоду Лукницкому (генерал-лейтенант, командир Казанского порохового завода с 1885 года, директор завода с 1909 года) установлен в Казани в 2005 году. Расположен в сквере, названном в его честь.
В наши дни жители города уже не помнят, что именно благодаря ему Казань, буквально, не была стерта с лица земли.
В тот роковой день 14 августа 1917г. стояла жаркая солнечная погода. Шел обычный рабочий день. Завод напряженно работал для нужд фронта. В его цехах и различных подразделениях было занято более 11600 человек, в том числе 2500 солдат. Во второй половине дня раздался мощный взрыв. На завод и за его пределы посыпались разрывающиеся снаряды. Возник пожар и на железнодорожной станции Пороховая. В зоне огня оказалось небольшое количество снарядов, которые взрывом разметало в разные стороны. Часть снарядов, попав на территорию артсклада, который располагался в нескольких верстах от завода и находился в подчинении военного ведомства, вызвала взрыв большого количества боеприпасов. Многочисленными осколками они обрушились на завод. Некоторые осколки перелетали через русло Казанки и падали даже возле стен Кремля. В самом Заречье начались массовые разрушения. Из имеющихся порохов и зарядов 46100 пудов сгорело, 32400 пудов взорвалось. Уничтожены были все запасы нефти и мазута в количестве 1,8 миллиона пудов.
Пострадало 542 административных и жилых здания, из которых 156 были разрушены. Большое количество горожан в страхе бежали за черту города через Арское поле. Когда начался весь этот ад, начальник завода Лукницкий был дома на обеде. Услышав первый взрыв, он поспешил на завод. Ему удалось главное – открыть дренажную систему, в результате чего артсклады и честь цехов с опасным производством были затоплены. Это и спасло не только Заречье, но и, возможно, большую часть Казани. Хотя страшное пожарище еще и бушевало в течение двух суток, разрывы снарядов почти сразу прекратились. Однако самого Лукницкого смертельно ранило. Осколком снаряда ему оторвало часть правой руки. На лодке по Казанке мастеровые доставили начальника в крепостной госпиталь. Здесь 14 августа 1917 года Всеволод Всеволодович вскоре скончался – было потеряно слишком много крови.