В Галерее современного искусства ГМИИ РТ посетила выставку «Было солнце таким…». Выставка включает в себя работы автора из собрания Государственного музея изобразительного искусства РТ, а также частные коллекции. Его картины оригинальны, самобытны. В галерее было представлено немало потрясающих работ.
Алексей Авдеевич Аникеенок (1925 - 1984) – человек яркий, талантливый. Бывший беспризорник, детдомовец. 16-летним мальчишкой он ушел на фронт, приписав себе лишние два года. Парень он был высокий, здоровый, и никто не усомнился, что ему уже 18. Служил танкистом, но был тяжело ранен и вернулся в 1944-м инвалидом 2-й группы. В 1952 году поступил в художественное училище и учился вместе с детьми. Перед самой защитой диплома его отчислили, потому что он писал не так, как все, – оригинально, самобытно. Сначала был художником фешинской школы. Но в годы «оттепели» стал писать в манере Ван Гога.
При жизни Алексея Аникеенка в Казани была организована всего одна выставка его работ. Ее должны были открыть в Доме ученых, но... На ту выставку с ревизией пришел Раис Беляев, который в то время был первым секретарем обкома комсомола. Он жестко высказался по поводу творчества художника, назвал его картины мазней. Его выжили из Казани. В начале 1970 года он переехал в Псков, где продолжал работать и был принят в Союз художников СССР. Умер он в 1984 году.
Можно различить два периода в манере письма Аникеенка. В начале он работал в фешинской манере. И по прошествии лет Аникеенок выбрал для себя гуру – Ван Гога. Имел право… За это «право имею» его отчислили из училища, диплом он так и не получил.
Его холсты в этот период словно затопило солнце. Теплые тона не жгли, а грели. В этой солнечной палитре не было агрессии – была какая-то безудержная жажда жизни. Словно узник, вырвавшийся из подземелья, отвыкнув от солнечных лучей, художник горстями «черпал» солнечный свет и набрасывал его на полотна. На них привычные улочки Казани, знакомые дома выглядели иначе, это были они и не они, пропитанные теперь солнцем и какой-то неслышной, но в то же время слышимой музыкой.
Мир его художественных идей любопытен и до сих пор до конца не разгадан. Его работа с цветом восхищает, но он не только хороший цветовик – у Аникеенка неординарные композиции. Его яростное солнце на полотнах – это способ противостоять серому.