Сегодня хочу рассказать об интересном виде изобразительного искусства.
Сграффито — художественная резьба по штукатурке, нанесенной на стену в несколько слоев. Один из популярных (наряду с мозаикой) видов монументального искусства эпохи советского модернизма. Практически перестал применяться в России с 80-ых годов 20 века.
Сграффито — техника монументальной живописи и декоративной отделки стен. Ее выполняют в два-три цвета процарапыванием или соскабливанием нанесенных друг на друга тонких разноцветных слоев штукатурки, покрытых в сыром состоянии слоем извести. Поверхность стены окрашивают таким образом, чтобы внизу оказался темный оттенок. Затем на стену, чтобы избежать ошибок, часто накладывают трафарет будущего изображения (линии должны получиться точными и четкими по силуэту), и по нему, по еще не высохшей штукатурке, выскабливают рисунок до обнажения нижнего слоя.
Изображения в сграффито обобщенные, стилизованные. Сграффито — доступная и несложная техника монументальной живописи: его легко и быстро исполнить, им можно оформить большие по площади плоскости стен.
В Казани достаточно много таких монументальных изображений. Но самая яркая и любимая - это конечно девушка на торце здания Пригородного вокзала Казань-1.
Она мне оочень нравится, она похожа на мою бабушку, когда та была студенткой Консерватории.
Мы читали, что прообразом девушки на панно стала диктор местного татарского телевидения по фамилии Хаматова, которая антропологически была похожа на казанскую татарку — с удлиненным овалом лица и тонкими чертами. Что интересно, моя бабушка тоже была диктором татарского телевидения)))
«Образ девушки выступает как персонификация Советской Татарии. Ее белый платок, распластанный по стене, расцветает узорами-символами нефтяной республики. Напоминая узоры народных вышивок, на этом огромном платке возникают обведенные красным контуром силуэты нефтехранилищ. Узкие окна с цветными стеклами вертикальными полосами рассекают платок, усиливая декоративную нарядность. Калфак на голове девушки украшен, словно самоцветами, зелеными и голубыми плитками керамики. Красиво и строго ее тонкое лицо с чуть раскосыми глазами, обрамленное черными косами. Аллегорический образ сочетается с реальным: четкой полоской внизу протянулся силуэт Казани, на фоне которой представлены фигуры юношей и девушек, рабочей смены страны», так написано в книге "Искусство Советской Татарии" и это очень красивое описание. Нам очень нравится эта девушка.
Что интересно, к 1000 летию Казани, панно реставрировали, обновили цвет, мозаику на калфаке. Очень радостно, что здание было перестроено, а девушку сохранили!
Вот как она выглядела в 1967 году
и как сейчас
Она встречает и провожает всех гостей и жителей Казани.