ПРивет мои друзья.Я начинаю цикл рассказов об интереснейшем музее,который я посетил со своими родителями. Это музей нефти в п. Шугурово, Лениногорского района.
В 1874 году американский нефтепромышленник Шандор основал в этих краях гудронный завод.
В начале XX века он перерос в крупный битумный завод, где производили керосин, бензин, солярку, антикоррозионный лак и колесную смазку. В 2003 году его закрыли по причине истощения запасов сырья и изменения технологии переработки. Теперь на этом месте Музей нефти. В состав музейного комплекса входит шахта-штольня, плавильная, узкоколейка, цех варки битума из нефти, крупный макет основных технологических линий. Начну свой рассказ со
Штольни, откуда берет свое начало музей нефти.
Как только наш проводник, директор музея Фанис Минзагитович приоткрыл огромную дверь в штольню, на нас повеяло сырым воздухом с запахом битума. В глубине мы приметили укрепленные деревом своды, узкоколейку, вагон для погрузки битумной массы и тени рабочих... На стенах фонари. Глаза привыкли к темноте, и мы подробно разглядели место и узнали, каковы были условия труда разработчиков битумных горизонтов. Рабочие и лошадь, конечно, здесь ненастоящие, это манекены. Но все воссоздано на таком хорошем уровне, что кажется, будто это происходит в реальности. А когда гид включила подсветку и звук, все мы невольно отступили, хотели пропустить груженый вагончик с битумной породой. Фанис абый пояснил, что лошадь и вагончик нас не задавят, они надежно укреплены, и продолжил:
- Долгие годы сырьем для производства битума служил битуминозный песчаник, который хорошо виден на Шугуровской горе и у входа в штольню. Добываемый в них песчаник измельчался и поступал в варочные котлы для дальнейшей переработки. Производство было трудоемким, затратным, а местные сельские старожилы считают, что здесь был кромешный ад. Занятые на таком опасном и вредном производстве люди жили недолго, часто получали травмы и увечья. Были случаи, когда рабочие оказывались под завалами горной породы или становились жертвами кипящей битумной массы.
Сейчас очень опасно проходить дальше, так как до сих пор проходят обвалы, но ощущения не описуемые.
Тоннель восстановленной штольни и каменные стены плавильни - свидетели тех событий. Со смотровой площадки комплекса мы полюбовались замечательными видами. Красота неописуемая, аж дух захватывает!
Продолжение следует..