Автор блога: | Диляра Юсупова |
Объект культурного наследия республиканского значения.
Перед Спасским собором в период с 1918 по 1932 год были похоронены активные борцы за Советскую власть. Один из них-активный участник становления Советской власти в Москве Емельян Маленков (1890-1918). В 1933 г. на огороженной братской могиле установили надгробную плиту в виде усеченной призмы. Тогда же на прилегающей территории был разбит сквер.
Диляра Юсупова
14 ноября 2019
+18
513
20 комментариев
|
Почти в каждом городе бывшего СССР, да и в деревнях, селах - на центральных площадях и улицах, легко можно найти памятник вождю мирового пролеториата - Владимиру Ильичу Ленину. Елабуга - не исключение.
Объект культурного наследия местного значения. Установлен в 1925 году на бывшей Рыбной площади на средства горожан и является одним из первых бюстов пролетарского вождя в нашей стране. Автор проекта, скульптор Сергей Дмитриевич Меркулов, вошел в историю как человек, снявший посмертные маски с лиц многих видных советских государственных деятелей (Владимира Ленина, Феликса Дзержинског, Якова Свердлова, Михаила калинина) и литераторов (Алексея Толстого, Валерия Брюсова). Бюст отлит в Ленинграде на Государственном медеперерабатывающим заводе "Красный Выборжец". |
Один из самых узнаваемых символов Казани - памятник Мусе Джалилю у стен Казанского кремля. Это монументальный комплекс, установленный в 1966 году на площади 1 Мая в Казани в память о Герое Советского Союза, татарском поэте-патриоте Мусе Джалиле, участнике антифашистского подполья, казнённого в нацистской тюрьме Плётцензее в 1944 году.
Высота скульптуры составляет 7,9 м от основания трапеции. Идейно-образный замысел динамичной композиции заключён в том, что Муса Джалиль дан в неукротимом порыве. Погибший в берлинской тюрьме Плётцензее поэт как бы разрывает сковывающие его путы колючей проволоки. Обнажённая по пояс фигура выражает мощь и энергию, гордо поднятая голова, непреклонный решительный взгляд говорят о мужестве, стойкости, нравственной силе и героизме. Муса Джалиль-татарский поэт, лауреат государственных премий и Герой Советского Союза. Казань чтит память своего талантливого и отважного земляка: его именем названы посёлки, школы, театры, проспекты и даже планета. В 1966 году был открыт мемориальный комплекс, посвящённый этому выдающемуся человеку. Муса Джалиль ушёл на фронт добровольцем сразу же после начала войны. Кроме солдатского бремени, на его плечах лежали ещё и обязанности корреспондента. В 1942 году попал в плен, где в течение двух лет руководил подпольным сообществом военнопленных. Помог сбежать сотням солдат, готовил массовое восстание, но в 1944 году был раскрыт немецким руководством и казнён. |
. Прямоугольный объем церкви примыкает к башне по всей длине, имеет двускатную кровлю, фасады сохранили декор XVI в.
В середине XIX века главный въезд в кремль сделали более удобным: в прясле крепостной стены, примыкающем к башне с востока, пробили арку стрельчатой формы. Коленчатый проезд ликвидировали, заложив ворота. В 70-е годы с западной стороны башни возвели пристройку с лестницей, ведущей непосредственно в церковь; таким образом она полностью была изолирована от башни. В 1930 году был устроен функционально необходимый прямой въезд в кремль через Спасские ворота. В 1963 году на башне появились электрические часы с циферблатами на трех гранях восьмерика и с автоматическим боем, а также завершение в виде пятиконечной звезды. К башенным часам подвели специальную аппаратуру: теперь после наступления темноты во время боя часов появляются вспышки малинового цвета. Реставрация проводилась в 1957, 1970—1975 гг. Производился ремонт деревянных конструкций, реставрация белокаменной кладки стен под руководством архитектора Айдарова С.С. |
Благовещенский собор — самое крупное сооружение Казанского кремля и древнейшее из сохранившихся каменных построек Казани, расположен в центре комплекса. Построен в 1561—1562 гг. псковскими мастерами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Перестроен в 1691, 1736, 1835—1843, реконструирован в 1970—1980-е, реставрировался в 1996—2005 гг.
Первоначально это был пятиглавый шестистолпный трехапсидный храм с двумя приделами, соединенными папертью, которая огибала центральный кубовидный объем собора. Главы собора были шлемовидной формы. Освящение собора состоялось в 1562 году. Собор подвергался многочисленным ремонтам и трем реконструкциям после пожаров. В 1694 г. узкие окна Благовещенского собора были расширены, храм украшен стенным письмом. В это же время с юго-западной стороны соборной паперти была возведена пятиярусная колокольня. В 1736 г. шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными, а центральная глава получила завершение в стиле украинского барокко. В 1842—1843 гг. с западной стороны пристроена новая большая двусветная трапезная, высокое открытое крыльцо, превращенное в 1863 г. в крытую паперть, устроено печное отопление, замененное затем на калориферное. При проведении строительных работ было найдены архитектурные детали, возможно связанные с постройками ханского периода, находившихся по описаниям Писцовой книги 1566—1568 гг. напротив церкви у северных пределов. В 1869—1870 гг. собор был вновь расписан. В 1930—х гг. снесены колокольня, западное крыльцо, главы собора. Первоначально был выстроен 5-главый, 5-апсидный храм, окруженный двумя боковыми приделами. Центральный 6-столпный объем с четырьмя боковыми барабанами с луковичными завершениями и одним средним барабаном в стиле украинского барокко, три апсиды, боковые приделы с абсидами, проведена консервация трех фрагментов внутренней фресковой росписи в главном пространстве и трех фрагментов в апсидах алтарной части. Сохранился ряд декоративных элементов, один из которых — татарское надгробие XVI в., вмонтированное в кладку в виде перемычки над нишей для церковной утвари. Проведена реставрация масленных росписей, выполненных в начале XIX в. семейной бригадой иконописцев Сафоновых владимировской школы. Полностью воссоздан тябловый иконостас на период начала XVII в., украшенный басмой с сусальной позолотой. Также воссоздана резная сень над ракой с мощами св. Гурия, 4 киота с иконами в трапезной и 2 в тамбуре главного входа. Отреставрированы два предела — Северный и Южный с росписями и иконостасами. В основном объеме имеется цокольный этаж XVI века, который первоначально функционировал как отдельный шестистолпный храм Всех Святых. Стены и крестовые своды того помещения выложены из тесанных блоков известняка. В данный момент оно приспосабливается под Музей православного искусства. В формах и конструкции четко прослеживается влияние псковского, владимирского, украинского и московского зодчества. Собор — уникальный памятник XVI—XIX в. Центральный объем собора сложен из белого камня, сохранил свою первоначальную объемно-пространственную композицию — трехапсидный, шестистолпный, с пятью главами. Внутренние столбы в храме круглые, как в Успенском соборе Московского Кремля; вместо парусных переходов к главному куполу использованы тромпы — прием, присущий восточной архитектуре, уникальный для храмового строительства того времени. В декоративной обработке фасадов узорчатые пояски («бегунок», кирпич на ребро) соединены с аркатурами. Стены имеют килевидные завершения и позакомарные покрытия. Центральная глава барочной грушевидной формы, позолочена; боковые главы — луковичные, голубые, украшены позолоченными звездами. С южной и северной сторон к центральному объему примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада — обширная двухсветная трапезная. Трапезная кирпичная, оштукатуренная, с позакомарным покрытием, фасады декорированы плоскими пилястрами. Храмовая часть собора сохранила интерьеры XVI—XVII вв. Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX в.) В 1973—1986 гг. осуществлена реставрация под руководством С.С. Айдарова (проект архитектора Гайнуллина Р.): восстановлены главы и их покрытия, произведена реставрация восточной, наиболее древней части храма. В 1996—2005 гг. велись реставрационные работы под руководством арх. Тат. СНРУ Раимовой Р.Р. и Харисовой И.Б. фирмой «Антика». Реставрация живописи ведется московскими художниками-реставраторами под руководством Филатова С. и Каменевой Т.Е. |
Башня Сююмбике расположена на территории комплекса Казанского Кремля и является одной из главных достопримечательностей Казани. Историки до настоящего времени спорят о времени ее возведения и речь идет не о точной дате, а об исторической эпохе. По одной из версий башня Сююмбике в Казани была построена в период расцвета Казанского ханства, к XII — XV векам, когда она была дозорной и называлась Казанским минаретом.Если следовать этой версии, то она является единственным сохранившимся памятником татарской архитектуры тех времен в Казани.Также есть мнение, что ее построили после взятия Казани Иваном Грозным, отдавшим приказ возвести сооружение за семь дней. Именно из-за спешки фундамент был выполнен неглубокий, чем объясняется и продолжающийся наклон. Результаты последних раскопок показывают, что строительство проводилось в XVII веке. В тоже время некоторые факты свидетельствуют о ее возведении в XI – XV веках. Поэтому часть ученых выдвинула предположение, что на этом месте первоначально была построена деревянная башня, а позже ее перестроили в каменную. В том месте, где старый фундамент отсутствует, происходит наклон строения. Большинство историков все же придерживается мнения, что башня Сююмбике была построена в XVII веке. Высота сооружения составляет 58 метров, а наклон — почти два метра. И хотя она наклонилась меньше, чем знаменитая Пизанская башня, по высоте она больше ее на два метра. В отличие от нее фундамент Сююмбике не укреплялся до тех пор, пока отклонение от вертикали не составило 1,5 метра. Башня Сююмбике имеет семь ярусов: Первый является самым широким, это проездной ярус с аркой посередине. Второй ярус имеет, как и первый, четырехугольную форму, но меньше по высоте и ширине. Третий ярус построен аналогично второму, но имеет небольшие окна. Четвертый и пятый ярусы – восьмиугольные. Шестой и седьмой ярусы являются дозорной вышкой. На вершине сооружения установлен шпиль зеленого цвета с полумесяцем. Со зданием связано множество легенд и историй: История первая. Царь Иван IV Грозный прослышал о красоте казанской регентши и решил жениться на ней. Царица была против и тогда царь пригрозил сровнять ханство с землей, а всех жителей убить. Сююмбике согласилась ради своего народа, но в свадебную ночь сбросилась вниз с нового строения и погибла. История вторая. Башня была возведена после взятия Казани в 1552 году по указу Ивана Грозного, но по просьбе татарской царицы. На её строительство ушло семь дней, по ярусу на каждый, и после окончания строительства царица захваченного ханства сбросилась с нее вниз. История третья. Сооружение было построено по приказу Сююк в память о её втором погибшем муже Сафа-Гирее. Правда, однако, оказалась намного печальнее. После взятия Казани Иваном IV Грозным, мурзы откупились казной, царевной и её сыном, которых перевезли в Российскую Империю и крестили. Женой русского царя Сююк не стала. Впрочем, оттого совсем не уменьшается красота и загадочность падающего строения. Не меньший интерес у архитекторов и учёных вызывает причина наклона строения. На основе проведенных исследований предполагают, что наклоняться в восточную сторону строение стало из-за элементарной ошибки в ходе строительства почти сразу же после его окончания. |
Музей является одним из немногих в мире музеев, расположенных при храмах. Сама история старейшего православного собора Казани неразрывно связана с историей самого города и всех ярких событий в нем происходивших. В соборе прошла первая Литургия пред самым почитаемым образом Божией Матери Казанским, собор посещался всеми членами династии Романовых, приезжавших в Казань. В 1906г. в Благовещенском соборе Кремля служил Литургию один из самых почитаемых русских святых Прп. Иоанн Кронштадтский.
В экспозиции музея представлено более ста предметов, произведений искусства и документов, которые знакомят с наиболее яркими страницами истории православного храма, начиная с середины XVI века и до наших дней. Среди экспонатов: православные книги XVI-начала XX века, разнообразные по стилю и технике исполнения иконы, фотографии православных памятников дореволюционной Казани, впервые экспонирующийся посох первого Архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, модель кареты, подаренной казанцами Императрице Екатерине II в 1767 году и многое другое. Важную часть в экспозиции отведено теме обретения и прославления самой почитаемой Русской православной церковью иконы Божьей матери Казанской. Благодаря современной оснащенности музея каждый желающий сможет перенестись во времена царствования Ивана Грозного и прикоснуться к истории величайшей святыни Русской Православной Церкви. |
Красивый памятник, посвящённый татарским и русским архитекторам Казанского Кремля. Находится на территории Казанского Кремля в скверике рядом с Благовещенским собором.
Памятник зодчим Казанского кремля был задуман в 2001 году. Проект памятника создавала авторская группа: скульпторы А.В.Головачев и В.А.Демченко и архитектор Р.М.Забирова. Памятник был торжественно открыт 18 ноября 2003 года. Памятник представляет собой фигуры двух зодчих – татарского придворного архитектора со свитком чертежа Ханского дворца и русского зодчего с чертежами Спасской башни. На постаменте памятника два опоясывающих его орнамента. В нижней части постамента находится татарский орнамент, а в верхней части – русский. Такое расположение орнаментов является символом исторической последовательности культурных слоев. Идея авторов - создание скульптурной композиции, передающей взаимопроникновение и взаимообогащение культур: русской и татарской. |
На выставке «Тюрки Сибири» раскрывается история этнографического изучения, материальная и духовная культура сибирских татар, якутов, тувинцев и хакасов.
Более сотни предметов интереснейшего этнографического материала, представленного национальной одеждой, украшениями, церемониальными предметами, музыкальными инструментами и фотографиями, раскрывают быт и верования тюркских народов. Выставка нам очень понравилась! Очень красивые, яркие костюмы, одежды, инструменты. Интересно было узнать о культуре якутов, тувинцев, хакасов. |