Автор блога: | Диляра Юсупова |
Диляра Юсупова
26 ноября 2019
+15
385
16 комментариев
|
В Елабуге с 1831 по 1866 гг. жила героиня Отечественной войны 1812 года, прославленная кавалерист-девица и талантливая писательница XIX века Надежда Андреевна Дурова. Сохранился мемориальный дом первой половины XIX века, в котором Н.А. Дурова провела последние годы жизни.
Единственный в мире музей-усадьба легендарной женщины-офицера Надежды Дуровой был открыт в 1993 году. Именно в этом доме были написаны знаменитые «Записки кавалерист-девицы», получившие высокую оценку великого поэта России А.С. Пушкина и ставшие основой известной комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Прототипом главной героини фильма Шурочки Азаровой стала сама Надежда Андреевна. Залы музея рассказывают о необычном детстве героини, проведённом в кавалерийском полку, о её военной службе, полной героических подвигов на полях сражений наполеоновских войн, литературной деятельности и последних годах, прожитых в Елабуге, а также о потомках Н.А.Дуровой, проживающих во Франции. Усадьба с восстановленными надворными постройками, беседкой, скамейками и фонарями, создают неповторимую атмосферу XIX века. Всего в музее пять залов, посвященных тому или иному периоду жизни Надежды Андреевны. Каждый из пяти залов музея знакомит нас с эпохой, средой и окружением женщины удивительной и феноменальной, приподнимает завесу над тайнами её героической биографии, напоминает о жизни удивительной и загадочной. Музей создан в мемориальном доме, в котором знаменитая «кавалерист-девица» Н.А. Дурова - героиня Отечественной войны 1812 г., ординарец Кутузова М.И., писательница - прожила последние годы жизни с 1841 по 1866 г. - более 30 лет. Экспозиция музея-усадьбы это военные карты того времени, фотодокументы, костюм поручика Литовского уланского полка, бюсты Наполеона, Кутузова, оружие, также представлен Георгиевский крест, которым была награждена за храбрость Н.А. Дурова. Каждый экспонат скрывает за собой какую-то историю или содержит информацию о жизни и характере храброй кавалерист-девицы. Из записей, которыми также располагает музей, можно разузнать о творческой деятельности Дуровой; а еще поражает способ письма того времени - аккуратные и красивые буквы создают своего рода причудливый узор. Обстановка в музее довольно приятная. На территории музея находится памятник-бюст Н.А.Дуровой работы скульптора Г.А. Зяблицева, выполненный в 1962 году в день празднования 150-летия Бородинского сражения. Это первый памятник героине Отечественной войны 1812 года. |
В самом музее всего 5 залов, двери которых выходят в широкий коридор.
В коридоре, на скамейке у кабинета уездного врача, манекены, изображающие посетителей. Среди них женщина, рядом с которой стоит мальчик. Наверное, мать привела больного сына. Другой посетитель – молодой мужчина. Его правая рука на перевязи. Рядом с мужчиной сидит девушка, тоже ожидающая своей очереди. На стенах коридора стендовая информация, рассказывающая о деятельности уездных врачей, фотографии. Здесь представлены образцы рецептов, которые выписывались в аптеке. В нескольких шкафах экспонируются заспиртованные внутренние органы человека. В музее есть еще один интересный зал, расположенный в бывшей операционной. В этом зале можно отдохнуть после просмотра музея, измерить свой собственный рост, вес, давление, проверить зрение и даже заполнить анкету здоровья и получить консультацию. Экспозиция музея составлена с большой любовью. Иначе и быть не может. Доктора в XIX в. пользовались огромным уважением, и почитали их искренне и восторженно. Музей очень интересный. Материал познавательный. |
В экспозиции музея представлено около двух тысяч предметов музейного значения XIX–XX вв.: медицинский инструментарий и аппаратура; аптечные и лабораторные принадлежности; анкеты сотрудников больницы начала XX столетия, а также документы, личные вещи медицинских работников Елабуги. Интерес у посетителей вызывает экспозиция анатомических препаратов.
В музее есть интерактивный зал, где с 1881 г. на полу сохранилась уникальная плитка, выпущенная на заводе елабужского промышленника П.К. Ушкова. Зал служит для проведения мероприятий, музейных уроков, театрализованных представлений и оборудован современной аудио- и видеоаппаратурой, наглядными учебными пособиями, медтехникой. Здесь у посетителей есть возможность измерить рост, вес, давление, проверить зрение. Интерьер палаты душевнобольных Интерьер аптеки На стенах, кроме фотографий, образцы рецептов всех мастей: для полоскания, для примочек, для приема внутрь, мази. Рецепты разложены и в одной из витрин. Поражает то, что размеры рецептов, представленных в натуральную величину, очень большие. Шкафы заполнены банками, склянками для лекарств. В витринах предметы, необходимые для их приготовления. Интерьер кабинета В.М. Бехтерева Этот зал воссоздает обстановку рабочего кабинета В. Бехтерева, хотя он здесь никогда не работал. Старинная мебель, шторы, ковер создают уют. На стенах, кроме картин, семейные фотографии. На столе в рабочем уголке – микроскоп, макет мозга человека, книга. |
Музей уездной медицины имени В.М.Бехтерева Елабужского государственного музея–заповедника считается одним из интереснейших медицинских музеев России. Музей был открыт 29 июня 2007 года в хирургическом корпусе комплекса земской больницы, построенной в последней трети XIX столетия купцом А. Барановым.
Открытие проходило в год празднования 150-летнего юбилея со дня рождения В.М. Бехтерева — уроженца Елабужского уезда. В числе почётных гостей были участники Всероссийского научного конгресса с международным участием «В.М. Бехтерев — основоположник нейронаук: творческое наследие, история и современность» и родственники учёного. Бехтерев Владимир Михайлович (1857–1927), выдающийся российский невролог, психиатр, психолог, педагог, основатель научной школы. Автор фундаментальных трудов по анатомии, физиологии, патологии нервной системы и социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга человека. Основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России. Организатор и руководитель Психоневрологического института и Института по изучению мозга человека, доктор медицины, профессор. Экспозиция музея рассказывает о становлении и развитии земской медицины в России на примере Елабужского уезда, о развитии здравоохранения в Елабуге. Экскурсии по музею разработаны на широкий круг посетителей — от дошкольников до специалистов. В просторных залах — бывших больничных палатах — созданы интерьеры дома знахарей, кабинета уездного врача, аптеки, палаты душевнобольных, родильного отделения, операционной. Экспозиция, посвящённая великому учёному и общественному деятелю академику В.М. Бехтереву, создавалась при участии потомков и исследователей его жизни и деятельности. В музее создан интерьер его рабочего кабинета, представлены прижизненные издания научных статей, книга с автографом. Потомками учёного были переданы фотографии из семейных архивов; скатерть, связанная супругой Владимира Михайловича; портрет Натальи Петровны Бехтеревой — внучки учёного, выполненный в ковровой технике. С родственниками В.М. Бехтерева сложились тёплые дружеские отношения. За годы работы музея они трижды приезжали в Елабугу. Сотрудниками музея составлено генеалогическое древо рода Бехтеревых. Интерьер кабинета уездного врача Интерьеры дома знахарей: татарская изба, русская изба |
Первый в России памятник выдающемуся ученому-невропатологу, организатору и руководителю Психоневрологического института и Института мозга человека в Санкт-Петербурге, Владимиру Бехтереву открыт 26 января 2007 года, в городе Елабуга в день 150-летия со дня рождения великого земляка - уроженца села Сорали (Бехтерево) Елабужского района.
Авторы памятника - скульпторы из Москвы Александр Головачев и Владимир Демченко. Напротив скульптуры расположен старинный бревенчатый дом, в котором находится первый в Татарстане Музей провинциальной медицины имени Бехтерева. |
Здание построено на средства елабужского купца первой гильдии Капитона Ушкова и затем пожертвовано городу для размещения в нем уездного и женского училищ.
Торжественное открытие учебного заведения состоялось 8 сентября 1860 года. В 1888 году здание перестроено под женскую прогимназию по проекту архитектора казанского учебного округа Степана Бечко-Друзина. В 1914 году в здании женской прогимназии состоялся театральный дебют будущей звезды советского кинематографа Марины Ладыниной (фильмы "Кубанские казаки", "в 6 часов вечера после войны"). |
Мама— это значит нежность, Это ласка, доброта, Мама — это безмятежность, Это радость, красота! Мама — это на ночь сказка, Это утренний рассвет, Мама — в трудный час подсказка, Это мудрость и совет! Мама — это зелень лета, Это снег, осенний лист, Мама — это лучик света, Мама — это значит ЖИЗНЬ! |
В 1993 году в городе Елабуга республики Татарстан был установлен памятник знаменитой девице-кавалеристу Надежде Дуровой-Александровой (именно она послужила прототипом главной героини фильма "Гусарская баллада"). Памятник выполнен из бронзы, а постамент из красного гранита. Авторами памятника стали архитектор С.Бурлицкий и скульптор Ф.Лях. Памятник находится неподалеку от места захоронения самой Надежды Дуровой. памятник установлен в Елабуге не случайно, ведь именно в этом городе прожила свои последние годы девица-кавалерист и здесь же она написала свою книгу "Записки кавалерист-девицы".
|
Мы в г.Елабуга выставочном зале посмотрели замечательную выставку "Международная Елабужская триеннале экслибриса".
Экслибрис (в переводе с латинского ex libris — «из книг») — миниатюрная гравюра, книжный знак владельца библиотеки, опирающийся на систему символов. С одной стороны, он помогает понять круг интересов, личность собственника книги, с другой — выражает творческую свободу художника. Обычно готовый оттиск наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки переплёта книги. Таким образом, художник как бы протягивал связующую нить между автором книги, заказчиком и собой. В этом заложено своеобразие экслибриса, непохожесть его на другие виды тиражной графики. Зародившись в Европе более пятисот лет назад, в России печатный экслибрис появился в первой четверти XVIII века. Широкое развитие светских изданий и книжная торговля с европейскими странами привели к созданию личных библиотек просвещённых деятелей и к первым примерам отечественного экслибриса. Но только в ХХ столетии, с развитием книжной графики, для экслибриса наступил подлинный расцвет, он приобрёл самостоятельное художественное значение и настоящую эстетическую ценность. Для современного художника книжный знак практически потерял своё прикладное значение, став самостоятельным жанром графики малых форм. Малоизвестный широкой публике, но высоко ценимый знатоками и коллекционерами, экслибрис вышел на стены выставочных залов и музеев для широкого обозрения. Сегодня искусство экслибриса является объектом пристального внимания искусствоведов, а его образцы — ценными произведениями для пополнения частных коллекций, фондовых собраний музеев и галерей. Не стал исключением и Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, где родилась идея организовать и провести такой конкурс. По нашей задумке, каждая следующая триеннале будет иметь определённую тему, посвящаться знаковым датам и личностям, связанным с Елабужским краем, благо подобных поводов объединить мастеров печатной графики здесь предостаточно. |