Вчера с мамой посетили "Памятник конке", который находится в Адмиралтейской слободе г.Казани.
Официально старт «стройке века» был дан 2 октября 1873 года, но прокладка рельсового пути началась только в июне следующего года, когда сошла весенняя вода. Начиная с лета 1874 года, разворачиваются работы по прокладке Волжской и Проломной линий (из четырех запланированных) внутригородской конно-железной дороги по маршрутам: «Толчок — Дальнее Устье» и «Толчок — Суконная слобода». В ходе этих работ одновременно были благоустроены проезжие части улиц, по которым должна была пройти трасса конки — Владимирской, Гостинодворской и Проломной, а на Земской (Адмиралтейской) дамбе было разобрано и вновь замощено дорожное покрытие. Рельсы, поступившие из Англии вместе со стрелочными соединениями для оборудования разъездов (где могут разминуться встречные экипажи), укладывались на деревянные шпалы посредине мостовой, после чего дорожное покрытие восстанавливалось и закрывалось булыжником.
Вагоны, привезенные из Москвы, «отличались чистотой и прочностью работы», но были «не совсем просторные»: в двух классах вагона могло поместиться не более 40 человек. Помимо вагонов с империалом (открытой площадкой второго этажа) были и вагоны облегченного типа — с плоской крышей, укрепленной на чугунных столбиках. Для защиты пассажиров от дождя и ветра с крыши спускались плотные занавески. Сиденья в облегченных вагонах были поперечные, рассчитанные на 26 пассажиров: 20 — в вагоне и 6 человек на задней площадке.
К открытию первой линии конки были приобретены в общей сложности 12 вагонов обоих типов. Вероятно, вагоны прибыли в Казань водным путем, в разобранном состоянии, а собирали их уже местные умельцы. Об этом свидетельствует всего одна маленькая цитата из «Казанского биржевого листка», из которой можно понять очень многое: «… Английские рельсы привезены уже в Казань, колеса же доставлены пока только в Нижний Новгород, сами же платформы будут устроены в Казани...».
Пока решались организационные моменты, три десятка крепких ездовых лошадей, стоимостью каждая 200—250 рублей, «проходили курсы вождения конки»: скорость движения должна была составлять от 7 до 12 верст в час — не больше и не меньше — поэтому лошади должны были идти ровно, рысью, а не галопом или вскачь. Кроме того, лошадей учили не бояться людей и городского шума.
2 октября 1875 года состоялось долгожданное открытие Казанской конной железной дороги, которая стала третьей по счету в России после Санкт-Петербурга и Москвы.
Источник :
https://realnoevremya.ru/articles/118093-predtecha-kazanskogo-tramvaya Источник :
https://realnoevremya.ru/articles/118093-predtecha-kazanskogo-tramvaya