В день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в нашем Пестречинском краеведческом музее состоялась демонстрация киноленты "Жила-была девочка", 1944 года выпуска, предоставленной музеем Победы г.Москва в рамках акции, посвященной 77-й годовщине снятия блокады Ленинграда, проводимой по его инициативе в целях сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне и бессмертном подвиге жителей блокадного Ленинграда, воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к своей Родине.Нас с мамой тоже пригласили.
Война принесла с собой возможность показать Ленинград настоящим, без маскарада и лицедейства. На блокадный город зритель смотрит глазами двух девочек, Катеньки и Настеньки. Конечно, в кинофильме «Жила-была девочка» тяжести войны и осады сильно смягчены, однако главным ужасом здесь показан страх одинокого ребенка, который остался лицом к лицу с вымирающим городом. Эта жуткая история о маленькой девочке, пытающейся победить смерть, страшна уже тем, что это не сказка – это быль.
В блокадном Ленинграде от холода и голода ежедневно умирают сотни людей. Старинные здания рушатся от немецких бомб, но от их ударов исчезают не только памятники архитектуры. В фильме показана трагическая гибель обычного ленинградского двора, в котором выросли две девочки, им жаль не разрушенных блокадой квартир, им жаль своего потерянного детства.
В мире есть только два документа, которые свидетельствуют против войны сильнее других, - в силу того, что эти документы являются детскими дневниками. Один из них, толщиной в целую книгу, принадлежал голландской еврейке, жертве Холокоста, Анне Франк, а второй – совсем маленький, размером с записную книжку, был написан 12-летней ленинградской девочкой Таней Савичевой. И если «Дневник Анны Франк» опубликовали сразу после войны, чтобы рассказать о трагической судьбе девочки всему миру, то Танин дневник никогда и нигде не издавался, ведь в нем было всего семь страшных записей, сообщающих о гибели ее семьи в блокадном Ленинграде. Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе, став документом, обличающим фашизм.
Увидеть дневник Тани можно в музее истории Ленинграда, а его копии — в витринах мемориала на Пискаревском кладбище, где похоронено около 570 000 жителей Ленинграда, умерших в период 900-дневной блокады города фашистами (1941-1943 гг.), а также в Москве на Поклонной горе.
Теряющая силы от голода детская рука писала скупо и неровно. Израненная горем душа, терпящая невыносимые страдания, была уже не способна на эмоции. Девочка просто фиксировала трагические события, происходившие в ее семье. Когда читаешь ее дневник, то просто цепенеешь от ужаса:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год. Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Ребенок и блокада – эти два понятия, соединенные войной, настолько вопиющие, что только мысли об этом больно ранят сердце. И здесь опасны любые художественные изыски, так как очень тяжело не перейти грань между ненужной патетикой и неуместной сентиментальностью.
В начале фильма Настенька пытается помочь взрослым, и своей игрушечной лопаткой роет окоп. Однако дети есть дети – и уже через пару минут она откликается на зов своей подружки Катеньки, и вот уже девочки про помощи той же лопатки лепят куличики.
Сначала война вторгается в беззаботный детский мир Настеньки тревожным ожиданием папиных писем с фронта. В девочке появляются первые признаки преждевременного взросления: отставив в сторону детские забавы, она успокаивает свою маму тем, что письма с фронта не получают многие соседи. В этом эпизоде мать и дочь как будто бы поменялись ролями: измученная тяжелой работой и ожиданием весточки от мужа с фронта, женщина ищет опору в своем восьмилетнем ребенке, и, как ни странно, действительно находит ее.
Наступление ужасающей блокадной зимы было отмечено в кинофильме появлением еще одного героя. Им выступил сам город Ленинград. Северная столица предстает перед зрителями в заснеженном и скорбном виде. Под строгую и печальную музыку композитора Венедикта Пушкова на экране меняются крупные и средние панорамы города, режиссер сумел показать Питер совсем другим. Это уже не "колыбель революции", а город, о котором было сказано: "Красуйся, град Петров, и стой". Город преображен блокадой и выглядит насторожившимся. Он изуродован "ежами", надолбами и маскировочными сетями. Неподвижно замерший и занесенный снегом трамвай посреди улицы ранит своей беззащитностью. Измученный и печальный Питер, но, несмотря на это – все такой же гордый и несломленный.
Как и многих ленинградских детей, Настеньку не миновала страшная беда – умерла ее мать. Она оказывается в детском доме, где позже встречает свою подружку Катеньку. В начале весны, когда в теплых лучах солнца будто светлеет и оживает измученный город, подружки, взявшись за руки, бегут навестить свой родной дом. Они входят в пыльную и пустую Катину квартиру, где еще остались следы довоенного уюта – на стене висит большая фотография Катенькиной мамы-актрисы в роли Сильвы, в углу стоит темный шредеровский рояль, наверху которого все так же лежит кипа нот. Катя, завернувшись в мамину шаль, исполняет знаменитый куплет из Сильвы, и именно здесь подружки попадают под бомбежку. Под уханье взрывов и вой сирены, беззащитные девочки выбираются через балкон из квартиры и спускаются по пожарной лестнице. Катенька, пища от страха, с трудом одолевает редкие ступеньки, а Настенька, несмотря на взрывы вокруг, рискуя своей жизнью, пытается ей помочь.
Девочки выжили, а раненую Настеньку в госпитале отыскал папа. Отгремел праздничный салют в честь снятия блокады, и в этом счастливом и ликующем финале нет погрешностей и натяжек: ведь и правда – выстоял город, выстояли ленинградцы – люди, которые нашли в себе удивительные силы, обладающие твердостью духа, которые даже спустя много лет после окончания войны отмечены какой-то особой статью.
Картина "Жила-была девочка" резко отличается от других кинолент 30-х годов. И дело тут не только в сюжете. В этой картине в центре внимания оказались извечные ценности человека: семья, любовь, дом, душевная связь между родителями и детьми, дружба и самоотверженность. И, конечно, Родина – однако, не как оплот мощной политической системы, а как дорогой, отчий дом. Этим можно объяснить особую нежность, с которой авторы кинофильма создают портрет Ленинграда. Война вернула на экран человеческие отношения и нравственные нормы, которые неподвластны времени.
Фильм не стал ярким событием в мире киноискусства, однако с успехом был встречен американскими и европейскими зрителями. Успех к фильму пришел благодаря обаянию и естественности игры девочек. Нет необходимости настаивать на том, чтобы каждый посмотрел его, даже учитывая то, что эта картина просто не может не зацепить человеческую душу, тем более, что и сама тема картины соответствующая. Однако играть на струнах сердца и надрывать свою душу в очередной раз далеко не каждому захочется. Следует отметить лишь тот факт, что фильм стал артефактом эпохи, а также примером полной и искренней самоотдачи его авторов и актеров. Именно поэтому фильм «Жила-была девочка» заслужил почетное место на полке для «кинолент, которые были сняты не зря».