В Национальной художественной галерее «Хазинэ» я посетил зал «Искусство начала ХХ века. Учителя и ученики Казанской художественной школы».
В 1907–1917 годы школа переживала период расцвета: на трех ее отделениях обучалось около трехсот человек, ее педагоги бывшие выпускники КХШ - Н.И. Фешин (1881–1955) и П.П.Беньков (1879–1949) обрели признание не только в России, но и за рубежом.
Павел Петрович Беньков родился 8 (20) декабря 1879 года в Казани в семье ремесленников (родители держали скорняжную мастерскую).
Русский советский художник. Живописец, график, театральный декоратор, педагог. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР, преподаватель Казанской художественной школы и Самаркандского художественного училища.
В живописи казанского предреволюционного периода П.П.Беньков раскрылся как мастер лирического пейзажа и портрета.
Золотой плес. 1914 г.
Центральное место в творчестве Бенькова 20–х годов ХХ века занимает портретная живопись. В ней можно выделить две грани. С одной стороны, это портреты близких людей, лирический характер которых чаще всего имеет эмоциональную окраску печальной нежности.
Таков, например «Портрет жены» – образ смуглой худенькой женщины с большими тревожными и грустными глазами.
Портрет жены. 1926.
Так же «Портрет Т.А. Фирсовой» - образ молодой художницы, ученицы Бенькова. Художник как бы погружает её в атмосферу более давнюю, чем действительность 20-х годов XX века, и перед зрителем предстает, словно чудом сохранившаяся в старой гостиной юная дама с веером в тонкой изящной ладони. Свет в этой картине льется в комнату сквозь голубую и сиреневую тюль, и фарфоровая чашка на столе стоит, как символ этой хрупкой, призрачной, полуреальной жизни.
Портрет Т.А. Фирсовой. 1927.
Павел Беньков создавал декорации и эскизы костюмов к постановкам в казанских театрах, которые не сохранились.
Произведения П.П.Бенькова хранятся в музеях:
Москвы (Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей искусства народов Востока, Государственный музей современной истории России),
Казани (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Национальный музей Республики Татарстан),
Ташкента (Государственный музей искусств Узбекистана),
Самарканда (Самаркандский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник),
Бухары (Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник),
Нукуса (Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого)
и других городов, а также в частных коллекциях России, Узбекистана и ряда европейских стран.