Японский чайный сад и дом для чайной церемонии
Традиционный японский сад - это не объект садово-паркового искусства. Японский сад - это храм на открытом воздухе для почитания духов природы.
Японские чайные сады разбиваются на основе нескольких основных принципов:
Постепенное раскрытие. Японский сад спланирован так, чтобы представлять посетителю только один определенный пейзаж по мере его продвижения по "росистому пути" сада. Японский сад раскрывается зрителю, словно разворачивающийся свиток пергамента. Части японского сада скрываются за холмами, деревьями, стенами или другими структурами и могут быть обнаружены, только когда посетитель преодолеет еще один участок извилистого пути.
Включение внешнего пейзажа. Небольшие японские сады обычно спланированы так, чтобы внешние объекты, такие как холмы, деревья или храмы, визуально воспринимались как органичная часть сада. Такой прием позволяет японскому саду казаться гораздо больше, чем он есть на самом деле.
Асимметрия. В японских садах нет осей симметрии, точно также как не существует главного или доминирующего вида. Японский сад компонуется на основе диагоналей и состоит из последовательно разворачивающихся сцен. Правильные углы зданий и конструкций контрастируют с мягкими формами растений, дорожек и очертаний прудов.
Творчество, но не копия. Хотя японский сад вдохновлен самой природой, он не является ее копированием или миниатюризацией. Японский сад - это произведение искусства, вдохновленное природой.
Каменный фонарь юкки-ми-торо с широкой плоской крышей установлен на берегу большого пруда и предназначен для любования снегом в зимнее время. Он же является домиком для духов.
В пруду располагается остров-черепаха или остров райский остров "Чистой земли" Хорай.
Камни у водопадика между верхним и нижним прудами - вовсе не случайное их нагромождение. Острый камень символизирует собой карпа Кои, прыгающего в ручей. Камень карпа Кои (Koi-ishi), преодолевающего препятствия на жизненном пути, является символом целеустремленности и развития личности.
Фонтанчик Shishi-odoshi или "оленье пугало" служило для отпугивания диких зверей от сельскохозяйственных угодий. Вода наполняет ячейку бамбукового коромысла, и он опускается вниз. Вода выливается, и противоположный конец бамбука ударяет по камню, производя громкий звук.
В Дзен-буддизме считается, что негативное влияние идет с северо-востока. С северо-востока выставляется камень - лев или собака. Этот камень призван защищать от негативного влияния, идущего с этой стороны света. Рай - Чистая земля по буддийским представлениям находится на Западе. В православии, напротив, считается, что на Западе находится ад.
Мост - это символ перехода из одного мира в другой. В этом японском саду мост отделяет чайный сад от сада для прогулок.
Движение по "росистому пути" японского чайного сада при каждом повороте каменной дорожки открывает взгляду гостя новую пейзажную сцену.
В японских чайных садах делают тропинки Tobi-ishi ("летающие камни") - из приподнятых над землей плоских камней. Такая тропа служит для медленного медитативного передвижения "полета над лесом". Место, где можно остановиться, обычно обозначено большим плоским камнем, удобным для неспешного созерцания сада.
Ограда Наружного сада и "бамбуковые" ворота, также разделяющие реальный и идеальный миры.
Средние ворота, отделяющие Наружный сад от Внутреннего.
Японский чайный сад - его необыкновенная простая и проникновенная красота наполняет сердца людей на всех континентах, заставляя вновь и вновь мысленно гулять по каменным дорожкам и деревянным мосткам японского сада, иногда неожиданно осознавая, что этот чудесный сад расцвел у них в душе.