Лицей №12 считается самой молодой школой города, хотя открыт в 1993 году, и его первые ученики уже закончили школу.
Открытие лицея, его структура, направление деятельности является творческим замыслом его руководителей: директора лицея - Фатхуллина Назифа Габдрахмановича и 1-го заместителя директора - Фроловой Людмилы Анатольевны
Основная суть замысла проекта заключается в том, чтобы построить в лицее такую образовательную систему, которая способствовала бы оптимальному развитию творческих способностей каждого ребенка, то есть уйти от стереотипа «школа для всех» к «школе для каждого». Эта сложная задача может быть решена на наш взгляд при переводе традиционной школы в школу развития творчески активной личности.
«Мы мечтали о своей школе, которая будет новой во всех отношениях. Она виделась нам иной и по своему проекту, и по наличию в ней условий для интеллектуального развития, нравственного воспитания, физического совершенствования, где красота и культура будут в зените всей деятельности, где будет витать Дух прекрасного» - так говорили создатели и нынешние руководители лицея.
Зная, что одной из причин снижения здоровья является экология окружающей среды, уже в проекте застройки было предусмотрено географическое положение школы, с трех сторон она окружена садами, лесом, то есть около школы мало токсичных веществ, выхлопных газов. Проектируя разбивку будущего зеленого массива, были посажены хвойные породы деревьев с целью проведения природной фитоионоингаляции и аэротерапии. Сегодня на территории школы посажено свыше 200 корней хвойных деревьев, 120 яблонь, до 10 цветочных клумб.
С первых дней своего существования лицей развивался как педагогическая среда, сочетающая в себе основные направления советской школы: соединение в одних стенах и «физиков» и «лириков», сочетание технократического и гуманитарного подходов к развитию личности ребенка. Профили обучения в лицее - физико-математический, социально-экономический, филологический; направление - педагогическое. Специфика педагогического лицея исходит из двух предпосылок практической и духовной. С одной стороны лицей – это учебное заведение, дающее первоначальную профессиональную подготовку (отсюда педагогическая направленность школы). С другой стороны, название лицей в нашем сознании прочно связано с лицеем Пушкина (отсюда традиции нашей школы, культ Пушкина, искусство вообще).
В своей деятельности руководство и педагогический коллектив руководствуется следующими задачами:
воспитать в каждом лицеисте такие качества как духовность, нравственность, и гражданственность;
создать вокруг него интересную, доброжелательную, комфортную обстановку лицейского дома;
развить в нем нравственную и физическую культуру;
подготовить его к самым взыскательным условиям поступления в ВУЗы;
дать ему высокую языковую и физико-математическую подготовку.
Лицей максимально и благоприятно способствует получению учащимися широкого образования, развитию их индивидуальных, художественных, музыкальных творческих запросов. В рамках программы ведется активное оздоровление школьников, через введение уроков хореографии, плавания, работу спортивных секций. Результатом творческой работы педагогов школы явилось присвоение лицею званий – лауреат конкурса «Школа года России -96, 97, 98». В течение 9 лет лицей является победителем городской спартакиады среди школьников.
Из года в год школа занимает лидирующее положение по количеству призовых мест в ходе проведения городских и республиканских олимпиад и творческих конкурсов.
За последние три года лицей выпустил 61 медалистов (14 золотых, 47 серебряных), до 85% всех выпускников школы продолжает свою образовательную подготовку в вузах страны. Качество знаний по школе составляет 58%Педагогический коллектив лицея – это 70 учителей, кураторы, социолог, психолог, библиотекарь, педагоги – организаторы, хореографы, концертмейстеры.
Имеют звание: «Заслуженный учитель РФ»: Фатхуллин Н.Г. – директор лицея, руководитель высшей категории, учитель биологии; Наговицина Г.Л.- учитель математики. «Заслуженный учитель РТ»: Фатхуллин Н.Г. – директор лицея, руководитель высшей категории, учитель биологии; Фролова Л.А.- заместитель директора, руководитель и учитель высшей категории, учитель русского языка и литературы; Арсланова Р.М.- учитель русского языка и литературы. «Отличник РФ»: Горошкова З.В. – учитель истории и обществознанческих дисциплин, учитель высшей категории. Ветеран труда: Фирсова М.И. - учитель биологии и химии, ветеран труда; Категорийность составляет – 84 % Аттестованы на высшую квалификационную категорию 5 учителей, на 1 квалификационную категорию 21 человек, на вторую – 33 человека. 86% учителей имеют высшее педагогическое образование. Средний возраст- 36 лет. Высокий профессиональный уровень учителей школы позволяет добиваться достижения поставленных целей: более 50% учителей принимают участие в инновационной деятельности: осваивают новые технологии обучения и воспитания, занимаются научно-экспериментальной работой, активно работают в составе проблемных и творческих групп, разрабатывают свои авторские программы:
Технология, машинопись, компьютерная грамотность (1-5 класс). Автор Закирзянова Н.А., дипломат республиканского конкурса; Двухчасовые уроки музыки (1-7 класс). Автор Штейкина Е.А., дипломат республиканского конкурса; Двухчасовые уроки ИЗО. Автор Побудей З.В., дипломат республиканского конкурса; Синхронизированный курс изучения истории, литературы, ИЗО, МХК (5-8 класс). Авторы-составители Л.А. Фролова, З.В. Горошкова, Е.А. Долотова, М.Л. Беспалкина; Интегрированный курс изучения русского языка, татарского языка. Авторы-составители Р.М. Арсланова, Ф.Р. Хайбрахманова; Трехчасовые уроки физкультуры в общеобразовательных классах. Автор И.Х. Гадельшин; «Введение в специальность» (педагогика, психология, практикум) 8-9 класс. Автор И.А. Гордеева; «Основы педагогического мастерства» 10-11 класс. Автор А.И. Хамидуллина;
«Познай себя и свое тело» (валеологическое воспитание учащихся) 1-6 класс автор Е.В. Кузьмина, 7-11 класс автор И.А. Гордеева.Особое значение в школе придают развитию чувств – эстетических, интеллектуальных.
Здесь детей учат не только читать, считать и писать, но и красиво двигаться, красиво петь, говорить, общаться, фантазировать, мечтать. Все классы в школе с 1 по 7 либо музыкальные, либо художественные. Музыка раздается повсюду. С первого года работы в лицее сложились стабильные хоровые коллективы, всего 7 хоров. Подобралась замечательная группа музыкальных работников, хореографов, одержимых мечтой создать «танцующую, поющую» школу. Изучение ИЗО подкрепляется изучением курса «Мировая художественная культура».
Леди и джентельмены должны уметь танцевать!
наш хореаграфический залВ красоте душевной наших учеников никто уже давно не сомневается, развитием их души занимаются в лицее опытные талантливые педагоги, развить же красоту физическую, помочь детям стать красивыми - задача уроков хореографии. Ни один праздник в лицее не проходит без танцевальных номеров: вальс, полька, народные и характерные танцы - все это под силу лицеистам, с удовольствием посещающим эти занятия. Вальс танцуют все, ребята называют его «нашим фирменным», «лицейским». Для тех же, кто чувствует желание и возможность посвящать танцу больше времени, организована работа танцевальных коллективов. Однако, хореография – это не только умение танцевать, красиво двигаться, это правильная осанка, пластичность, красота, а также развитие различных видов памяти: зрительной, слуховой, т.е. развитие когнитивных эмоций, снижение заболеваемости. Занятия проводятся в специально оборудованном зале под руководством опытных педагогов – хореографов.
Художественно-эстетическому воспитанию способствует широкая сеть кружковых занятий, студий, творческих коллективов, а также проведение дней лицея, дней искусства, хоровых фестивалей, праздников «Грация», персональных художественных выставок, конкурсов юных поэтов, художников, дирижеров, музыкантов.
Лауреатами городских, республиканских, международных конкурсов являются творческие коллективы учащихся:
танцевальная группа «Пируэт»
танцевальная группа «Крылья»
танцевальная группа «Радость»
вокальный ансамбль «Барби»
репетиция бального танцавыступления наших малышей на 1 сентября